Редакция «Ведомостей» попыталась разобраться , какой из этих путей наиболее эффективный, и смогут ли власти прийти к правильному выбору.
Замминистра экономразвития Андрей Клепач уточнил, что прежний прогноз роста ВВП сегодня корректируется до предела, очень близкого к нулю. И только смягчение бюджетного правила способно изменить ситуацию. В то же время чиновник не сомневается, что модель открытой экономики не подходит России, поскольку исчерпала себя после оттока инвестиций и роста стоимости займов. Его предложение — перейти на более жесткие отношения с сырьевым и финансовым рынками, внеся существенные изменения в макроэкономическую политику.
Андрей Клепач не сомневается, что необходимо делать ставку на повышение бюджетных расходов. Сегодня в дофинансировании нуждаются здравоохранение, образование, транспортная инфраструктура. Если не изменить экономическую политику страна может остаться с большими бюджетными резервами, но при этом в полной разрухе, сетует чиновник.
Эксперты, не состоящие на госслужбе, тоже понимают, что пора что-то менять. Но на вопрос «Как?», каждый отвечает по-своему.
Председатель совета директоров «МДМ банка» Олег Вьюгин уверен, что в России не получилось того чуда, которое ожидали. Вместо него получился этакий перевертыш, когда «задекларированное верховенство права превратилось в принципы целесообразности правоприменения, справедливая конкуренция стала подчинением интересам государства, а вместо сокращения присутствия в экономике государства выросло влияние госкомпаний». Переходный период, конечно, помогли бы преодолеть крупные инвестиции, но им не хватает стабильности.
Именно в неопределенности и кроется причина экономического провала, считает директор департамента Минфина Максим Орешкин. Он утверждает, что отток капитала власти просто не смогут заполнить бюджетными средствами. А если пойдут таким путем, то пополнение бюджетного дефицита может привести к положению позднего СССР, который также увеличил государственные расходы в долг при ухудшении внешней конъюнктуры.
На вопрос «Что делать?» давно дал ответ Всемирный банк — повышать уровень доверия бизнеса. Соглашаясь с таким выводом, руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич подчеркивает, что пока реформы, необходимые для этого, «тормозятся политическими и политэкономическими ограничениями».