Под офшорными схемами предлагается понимать искажение предоставляемой информации об участии в иностранных компаниях или контроле над ними, а так же - полный отказ предоставлять налоговым органам такую информацию.
Поправки в Уголовный кодекс РФ подготовили члены Совета Федерации во главе с Валентиной Матвиенко. Сенаторы предлагают дополнить в него статью 199. Ранее эта идея принадлежала Следственному комитету России. На данный момент привлечь к уголовной ответственности удается только те компании, которые откровенно фальсифицируют свою налоговую отчетность. Однако это только мелкий и средний бизнес, крупный улов не попадает в руки налоговиков и следователей с такими нарушениями. Ведь крупные компании ведут агрессивное налоговое планирование.
Совет Федерации занялся проблемами офшоров не на шутку. На официальном сайте появилось сообщение от заместителя председателя Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Николая Журавлева, касающиеся планируемой налоговой амнистии и возможному возвращению в связи с этим капиталов из офшоров. Сенатор выражает надежду, что выведенные из офшоров средства бизнесмены будут вкладывать в региональные инвестиционные проекты или приобретать на них ценные бумаги российских компаний и банков.
Аналитики и эксперты расходятся во мнениях о целесообразности ужесточения ответственности за офшорные схемы. При этом они ссылаются как на недочеты в существующем законодательстве, такие как отсутствие понятия "контролируемая иностранная компания" в Налоговом кодексе РФ, мешающие привлечению к ответственности за уход от налогов через офшорные зоны, так и на преждевременность самого законопроекта.
Некоторые же считают, что в таких поправках просто нет особого смысла. Партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин, в частности, говорит:
И сейчас ничто не мешает, если доказан умысел, возбудить уголовное дело за фиктивные или притворные операции. Чтобы установить подконтрольность, нужна правоохранительная деятельность - внедрения, прослушка и т. д. Для этого должна быть уголовная ответственность за эти схемы. Подконтрольность компании (один из признаков контролируемых налоговиками сделок с трансфертными ценами) всегда трудно вычислить, если нет независимых источников. В ответ на репрессии бизнес может только глубже затаиться - например, предприниматели могут отказаться от налогового резидентства России (проводить за границей более 183 дней) и тогда закон о КИК их не коснется.
Властные структуры и правоохранительные органы приветствуют законодательную инициативу сенаторов. Правоохранители считают, что ужесточение ответственности за "черный" вывод капитала из России для бизнеса просто необходим. Поддерживает законопроект и Верховный суд.
Очевидно, что если документ примут, то ответственность за преступления в офшорах может стать предметом многочисленных злоупотреблений. Ведь к ней можно будет привлекать не только собственников офшорных компаний, но и их руководителей, главных бухгалтеров и даже партнеров. Поэтому эксперты рекомендуют бизнесменам заранее обдумать риски и выйти из офшорных схем.