Конфликт возник после разъяснения Роспотребнадзора норм Федерального закона N 15-ФЗ. Из документа, в частности, следует:
Веранды с подиумами, зонтами или декоративными ограждениями могут считаться помещениями (согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений») и, соответственно, подпадают под действие п. 6 ч. 1 ст. 12 «антитабачного закона», устанавливающего запрет на курение в помещениях, предназначенных для предоставления услуг общественного питания.
Как пишут «Известия», председатель совета московского отделения «Опоры России» Александр Жарков и президент Федерации рестораторов и отельеров России (ФРиО) Игорь Бухаров не согласны с позицией чиновников. Свою точку зрения бизнесмены готовы отстаивать в Генеральной прокуратуре РФ. Московская прокуратура уже поддержала их позицию. На запрос от московского отделения «Опоры России» надзорное ведомство ответило, что временные сооружения и конструкции, коими и являются летние площадки, нельзя считать помещениями. В обосновании этого приводятся ссылки на тот же самый технический регламент и столичные правила о размещении и эксплуатации сезонных кафе при стационарных объектах.
Кроме Московской прокуратуры, такой точки зрения придерживается и Минпромторг. Туда дважды обращался за разъяснениями норм Атитабачного закона президент ФРиО Игорь Бухаров. Оба раза он получил одинаковый по сути ответ:
Применительно к деятельности по оказанию услуг общественного питания запрет, установленный
законом № 15-ФЗ, не касается объектов пунктов общественного питания в целом (кафе, ресторанов и прочего), а только их конкретных составляющих — помещений. Расширительное толкование положений данного закона недопустимо. В целях правоприменения необходимо руководствоваться буквальным смыслом норм закона.
Однако некоторые эксперты сомневаются в успехе такой борьбы рестораторов. Официально трактовать нормы законов имеют право только Высший арбитражный или Верховный суды. Единственным путем решения спорного вопроса им видится принятие поправок в закон, исключающих двойное трактование его норм, или разъяснения спорных пунктов со стороны автора закона — Минздрава.