Рынок
рекламы становится все жестче и сложнее. Бизнес, который раньше
привычно рассматривался исключительно как средство продвижения товаров,
сегодня оказывает заметное влияние на настроения в обществе,
предупреждают эксперты.
А неумелая реклама - либо, наоборот, нарочно
сработанная креативщиками с определенным контекстом - может стать
взрывоопасным фактором. Предусмотреть все это в законах невозможно.
Грани допустимого и недопустимого в рекламе должен провести сам бизнес,
выстраивая диалог с обществом.
Кстати, во многих развитых странах законов о рекламе
как таковых вообще нет, говорит академик Российской академии рекламы,
член Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Вячеслав
Черняховский. Но бизнес руководствуется кодексами саморегулирования, а
ответственность за содержание берет на себя не только производитель
рекламы, но и рекламодатель.
Так, например, недавно шведская сеть мебельных
магазинов IKEA существенно переделала свой каталог, предназначенный для
Саудовской Аравии, из-за местной специфики. Из буклета вырезали всех
представительниц слабого пола.
Каталог мебельной компании выходит на 27 языках в 38
странах. К каждому государству он специально адаптируется, но изменения
обычно минимальны. В случае с Саудовской Аравией "переделки" бросаются в
глаза. На "обычной" фотографии ребенок умывает руки под присмотром
своей мамы. А на саудовской версии делает это самостоятельно. Подобным
образом при помощи "Фотошопа" из каталога вырезаны все женщины. Удалена
даже фотография и имя женщины, участвовавшей в разработке дизайна для
линии домашней мебели. По мебельному гиганту уже проехались шведские
политики. Министр торговли Эва Бьёрлинг уколола компанию: "Женщин можно
вычеркнуть из каталога. Но их невозможно удалить из реальности".
Споры о том, что допустимо в рекламе, разгораются и в
России. Мужчины в трусах и красотки, прикрывающие прелести бумажным
листком, которые появились в центре Казани, вывели из душевного
равновесия общественность города, в том числе и прихожан Закабанной
мечети. Эти рекламные конструкции неприлично близко разместили к мечети и
татарской гимназии. Неприкрытые тела долгое время мозолили глаза
горожанам. Прихожане создали в популярной соцсети группу, обратившись с
просьбой поделиться информацией о том, на каких улицах Казани
установлены щиты с эротическим подтекстом или обнаженкой. Это, по словам
имама мечети Саида хазрата Лутфуллина, нужно, чтобы обратиться с
заявлением в прокуратуру. По мнению прихожан, размещая подобную рекламу,
компании нарушают вступивший в силу закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
- Это настоящий разврат. Детям, которые учатся в
гимназии, никуда не укрыться: голые дяди и тети окружили их со всех
сторон, - сказал Саид хазрат. - В погоне за прибылью рекламодатели
навязывают нормы, которые не вписываются ни в какие рамки. Такие
непристойные изображения пачкают чистые души детей и приводят ко многим
проблемам. Мы же замечаем несанкционированные свалки и сообщаем о них
куда следует, а если не обращать на них внимание, то весь город утонет в
мусоре. Так и с эротической рекламой.
Корреспонденты "РГ", совершив прогулку в районе двух
оживленных улиц, насчитали с десяток рекламных постеров. Здесь весь
набор - девица, приглашающая покурить кальян, стриптизерша, зазывающая в
ночной клуб, и тому подобное. До этого они как-то не бросались в
глаза...
Против откровенных моделей на рекламных щитах казанцы
выступали не раз. Несколько лет назад в Казани были размещены щиты с
абсолютно голой девицей, лежащей на матрасе. Несмотря на то, что она
лежала спиной, горожанам показалась, что ее неприкрытая попа ни в какие
рамки не лезет. После этого девушку ниже талии "прикрыли" газовым
платочком. Однако вскоре ветер растрепал приклеенное бумажное одеяние, и
рекламная конструкция стала вызывать еще больший интерес.
- Бум обнаженной рекламы в Казани пришелся на конец
1990-х, потом пошел спад, - пояснила начальник управления наружной
рекламы и информации Казани Ирина Дябилкина. - Помню, одна местная
компания необычным способом разрекламировала справочник "Желтые и
голубые страницы", сняв со спины моделей в голубых, белых и желтых
трусиках. Но из-за реакции общественности вскоре компания сама сняла эту
рекламу.
По словам Дябилкиной, вмешиваться в содержание
рекламных конструкций городские власти не вправе. Это в компетенции
антимонопольной службы. В Татарстанском УФАС России ответили, что
нарушений Закона "О рекламе" они в данном случае не усматривают.
- Я считаю, что это непрофессиональная работа
рекламодателей. Одно дело размещать обнаженную натуру в журналах, другое
- наружная реклама, на которую все вынуждены смотреть, - говорит
Дябилкина. - Рекламодатели должны учитывать местный менталитет. В
Татарстане, где достаточно большая часть людей - верующие, рекламодатель
должен очень аккуратно работать с обнаженными моделями, при этом не
обделяя и не обижая атеистов.
Кстати, в Набережных Челнах давно отказались от
обнаженной натуры. Почему? Директор набережночелнинской компании,
занимающейся размещением рекламы на щитах, Фанис Харисов пояснил: "В том
числе и потому, что это не одобряется администрацией города, существует
еще и внутрикорпоративная этика, которая не позволяет нам размещать
слишком откровенные плакаты. Такие отсеиваются еще на этапе
согласования, несмотря на то, что рекламодатель обещает хорошую прибыль.
Но, если, к примеру, летом нам предлагают разместить изображение
красивой девушки в купальнике, рекламирующей мороженое, ничего плохого я
в этом не вижу.
Какая реклама с обнаженными моделями выходит за рамки вседозволенности, затруднились ответить даже в Прокуратуре Татарстана.
- В законе ничего не сказано о запрете рекламы с
эротическим подтекстом, - пояснил начальник отдела по надзору за
исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры РТ
Завдат Ибрагимов.
Мы живем в светском государстве, существует
конституция, законы, и оценивать законность рекламы надо прежде всего
исходя из этого, говорит Черняховский. Но размещая рекламу, следует
делать коррекцию на ее восприятие. Она должна учитывать психологию
потребителя. В США распространена не только англоязычная, но и
испаноязычная реклама, реклама на восточных языках, и она всегда имеет
свои особенности. В католической Италии вы не увидите в первом ряду
витрины в газетном киоске журнала с обнаженной натурой на обложке. Но
это вопрос этики. У нас рекламный рынок и взаимоотношения между его
участниками и обществом находятся в стадии становления. Но договориться и
выстроить гармоничные взаимоотношения можно. За рубежом есть практика
предварительной экспертизы рекламного сообщения: некая заготовка
рекламного объявления отправляется экспертам, которые оценивают ее,
исходя из этических, законодательных соображений. В России примерно этим
же занимается экспертный совет при ФАС, но он это делает уже
по факту. Впрочем, рассчитывает Черняховский, снять многие противоречия
может Кодекс практики рекламы и маркентинговых коммуникаций,
разработанный на основе международного опыта и подписанный основными
участниками рынка, рекламораспространителями и рекламодателями весной
этого года. Он носит рекомендательный характер, но идет речь о создании
специального органа, который будет следить за исполнением кодекса. Но и в
этом случае многое останется на совести участников рынка. В кодексе
идет речь о том, что любое рекламное сообщение должно быть законным,
достоверным, добросовестным и отвечать общепринятым принципам морали и
нравственности. А где проходят границы этих принципов морали и
нравственности, четко прописать невозможно.
Тем временем
Шведская компания ИКЕА извинилась за удаление женских
фотографий из своего каталога, который предназначался для Саудовской
Аравии. В компании подчеркнули, что материалы готовили сторонние
предприятия. Как пишет британская "Гардиан", в ИКЕА напомнили, что
версия каталога без женщин для Саудовской Аравии противоречит ценностям
компании. Женщины крайне редко появляются в саудовской рекламе, а также
на логотипах иностранных компаний. Так, сеть кофеен "Старбакс" удалила
изображения женщин со своего логотипа, когда пришла работать в
королевство.
Светлана Брайловская , Елена Кукол |