Макроэкономика - наука, изучающая функционирование рынка в целом (общий обьем производства, уровень цен, процентные ставки, уровень безработицы). Макроэкономика. имеет дело со свойствами экономической системы как единого целого, экономической жизни в широком плане.
«Гений – это 1% вдохновения и 99% пота». Томас Эдисон
Для любой компании, чьим основным ресурсом являются творческие работники, очень важно постоянно сохранять свой ключевой нематериальный актив в максимально работоспособном состоянии. Однако добиться этого очень непросто – управление креативной деятельностью требует высокого профессионализма, ведь творческие люди – особая каста подчиненных, к которым необходим своеобразный подход. Роль творческого авторитета
О работниках творческих специальностей ходят слухи, что они едва ли управляемы, недисциплинированны, работают по настроению и не выносят критики. Слухи эти лишь отчасти правдивы. На самом деле творческими работниками, конечно же, можно управлять. Очень трудно организовать рабочий процесс нескольких творческих людей, а если уж речь идёт о целом отделе и компании, то руководитель должен быть воплощением таких «трудносочетаемых» квалификаций, как администратор, психолог, стратег.
В то же время, для того чтобы быть лидером творческого коллектива, руководитель должен обладать творческим авторитетом. Помимо этого немаловажного психологического момента в успешном построении иерархии отношений внутри коллектива, которое будет основано на профессиональном уважении заслуг лидера, есть еще один плюс – возможность выработать верный управленческий подход, создать комфортную обстановку внутри коллектива и стимулировать работников к творчеству. Профессионализм руководителя в этом случае будет определяться двумя ключевыми способностями: умением преобразовывать творческую энергию в созидательную и возможностью идентифицировать отдельных работников, которые к этим преобразованиям готовы.
Темная сторона творчества
По моим наблюдениям, творчество – это в основном удел ленивых и безвольных людей. Звучит достаточно парадоксально, но я попытаюсь объяснить, что кроется за этим наблюдением. На мой взгляд, творчество – это та работа, которая требует наименьшее количество затрат энергии: люди просто занимаются любимым делом и в этом процессе отвыкают от выполнения нетворческой, но не менее важной работы. Почему у многих творческих людей отсутствует пунктуальность и дисциплина, и при этом в избытке присутствует беспорядок как минимум на рабочем месте. Да просто потому, что не хватает энергии и силы воли собраться.
Еще на заре цивилизации гедонизм был главным вероисповеданием творческой богемы. Сегодня огромное количество талантливых людей находится в андеграунде: художники, музыканты, писатели, актёры. Высот шоу-бизнеса достигают лишь единицы, и это отнюдь не лентяи.
У меня, например, есть музыкальный талант, я без зазрения совести могу сказать, что очень хорошо играю на фортепиано, сочиняю музыку и когда-то экстерном окончил музыкальную школу. Тем не менее я не музыкант, потому что на тот момент у меня не хватило силы воли развивать этот талант. Как бы нам это не нравилось, но жизнь такова, что именно наличие воли или степень ее присутствия, а вовсе не IQ и уровень таланта, чаще всего позволяют добиться успеха. Творчество и производственный процесс нужно совмещать. Самодисциплина требует значительных энергетических затрат, ведь работа над собой, и я уверен, что со мной многие согласятся, зачастую самая трудная.
Залог успеха
Творчество само по себе справедливо ассоциируется с самовыражением автора. Во многих религиях закапывание таланта в землю (кстати, этот афоризм пришел в наш обиход из Евангелия) считается грехом. Творческие скитания приводят зачастую в никуда, мне известны примеры, когда очень талантливые и умные люди не достигали успеха к тридцати и сорока годам. Такие люди переживают глубочайшие психологические кризисы из-за своего нереализованного потенциала, но тем не менее выводов никаких не делают, либо просто не могут взять себя в руки.
Сам по себе талантливый человек не может достигнуть успеха, не прилагая никаких усилий. Самые успешные творческие люди – это те, которые находят в себе силы к самодисциплинированию. Если взять, к примеру, рекламный бизнес, то такие люди, как правило, умеют и любят работать, становятся настоящими профессионалами, делают успешную карьеру, зарабатывают деньги для себя и компании, получая при этом удовольствие не только от процесса созидания.
Одна из главных задач руководителя – умение объяснить подчиненному и постоянно демонстрировать на собственном примере эти прописные истины. Порой такое наставничество оказывается самой существенной мотивацией коллектива.
На службе бизнеса
Ответственность и дисциплинированность в таком коллективе – очень размытые качества. Управлять творческими людьми – всё равно, что управлять хаосом, однако при правильном подходе и его можно упорядочить. Есть несколько способов эффективного управления такими сотрудниками.
Первый и наиболее распространенный – создание максимально комфортной обстановки для работы: дружелюбный коллектив, относительно гибкий график работы плюс почти что безграничная лояльность руководства. Способ этот достаточно спорный, так как подобные условия могут еще и излишне расслаблять сотрудников.
Второй метод – всем известные кнуты и пряники. И поскольку творцы по отношению к кнуту очень ранимые, возникает риск текучки кадров. Это проблема многих рекламных агентств и веб-студий, слабые люди там не задерживаются, а костяк творческой команды постепенно отфильтровывается в большом потоке текучки. Таким образом, в процессе естественного отбора в компании остаются самые стойкие люди – те, кто выбирают работу и профессиональный рост, а значит, работают над крупными новаторскими проектами, побеждают на профессиональных конкурсах, получают заслуженное уважение и признание клиентов и профессионального сообщества.
Отдельного внимания заслуживают так называемые звездные сотрудники, у которых после нескольких удачных шумных проектов начинается синдром выигравшего в лотерею. Я сам пережил звездную болезнь в самом начале карьеры, отказывался от «неинтересных» проектов, отказывался вносить правки в дизайн, так как считал, что нет таких людей, которые имеют право корректировать мою работу. В итоге самым главным пострадавшим от моего больного эго был я сам.
Звездные сотрудники крайне нестабильны, на них нельзя положиться, мало того, что они капризны, такие сотрудники могут стать настоящей угрозой для бизнеса, поскольку рисков гораздо больше, чем плюсов в таком сотрудничестве. Например, вы поручаете ответственное задание такому работнику и ждете от него по его звездным возможностям, а у него случается депрессия, вдохновение покинуло его, он капризничает и рискует сорвать сроки. В этом случае у руководителя есть возможность попасть в рабство, потому что на этом этапе он не сможет уволить звезду или перепоручить задание, он будет вынужден мириться с подобными капризами, которые рано или поздно начнут в лучшем случае разлагать дисциплину в коллективе, в худшем – портить отношения с заказчиком. Я всегда предпочту просто хорошего дизайнера звезде, даже если его профессиональный уровень ниже.
Творчество очень трудно поддается регламентации и оценкам, поэтому самый оптимальный способ – опираться на объективность и практичность, некоторые из этих критериев обычно закрепляются во внутренней документации – брифе и техническом задании. Хорошего программиста отличает знание языков и умение их грамотно использовать, дизайнера, так же, как и музыканта, отличает прежде всего отработанная техника.