13 декабря 1742 года императрица Елизавета Петровна издала указ об изгнании евреев
Это была одна из первых антисемитских компаний в России, но далеко не первая и не последняя в мировой истории.
Вечные изгои Антисемитизм
находил себе сторонников в разных обществах и в разные времена, начиная
с Древнего Египта. Первый известный нееврейский источник, упоминающий
народ Израиля, — это стела фараона Мернептаха, датируемая 1220 годом до
н.э. На ней написано: «Израиль уничтожен». Юдофобами были и ассирийцы, и персы, и древние римляне. В
Средние века в Европе иудеев рано или поздно изгоняли почти из всякой
страны, где они проживали: из Англии в 1290 году, из Франции в 1306 и
1394 годах, из Венгрии между 1349 и 1360 годами, из Австрии в 1421 году,
из немецких княжеств на протяжении XV и XVI столетий, из Испании в 1497
году, из Богемии и Моравии в 1745 году. С XV века по 1772 год евреи не
допускались в Россию, а когда их все-таки приняли, то разрешили
проживать лишь за чертой оседлости. Предпринимались даже попытки полного
уничтожения еврейского населения на той или иной территории (например, в
нацистской Германии или на Украине во времена Богдана Хмельницкого). С
1948 по 1967 годы почти все евреи Алжира, Египта, Ирака, Сирии и Йемена,
хотя и не были изгнаны официально, покинули эти страны, опасаясь за
свою жизнь. В чем же причина столь древнего и исключительного непринятия
еврейского этноса?
Иудаизм как мировоззрение По мнению американского историка Дэниса Прейгера,
«Антисемиты
выступают против евреев не столько потому что евреи богаты — во все
времена бедных евреев ненавидели не меньше; не потому что они сильны —
слабые евреи всегда были добычей антисемитских бандитов; не потому, что
им свойственно отталкивающее поведение – антисемиты никогда не щадили и
любезных евреев; и не потому, что правящие классы при капитализме
направляли недовольство трудящихся на евреев – докапиталистические и
современные некапиталистические общества были значительно более
антисемитскими, чем капиталистические. Фундаментальная причина
антисемитизма – это то, что сделало евреев евреями, а именно — иудаизм».
Иудаизм — это не просто религия, это целостная картина мира, зачастую
чуждая картине мира тех народов, среди которых существовали и существуют
еврейские общины. Иудаизм не поддается ассимиляции и открыто отделяет
себя от традиций окружающих этносов, превращая евреев в вечных чужаков, к
которым в лучшем случае надо относиться с подозрением.
Не чтившие императора В
Древнем мире иудеи были единственным народом, исповедующим монотеизм.
Но это еще полбеды. В то время как языческие народы (египтяне, греки,
римляне и т.д.) отличались веротерпимостью и даже «обменивались»
божествами, иудеи считали своего Бога единственным во Вселенной, а богов
соседей держали за мертвых идолов. Подобное отношение раздражало
особенно те народы, у которых существовала традиция обожествления
правителей. В первую очередь, это касается Древнего Рима. Это была уже
не религиозная, а государственная проблема: евреи превращались в «пятую
колонну», потенциально неблагонадежный элемент, внушающий сомнения в
политической лояльности. А если учесть, что иудеи несколько раз
поднимали против римлян кровопролитные восстания, то можно понять,
почему их не жаловали в империи.
Распявшие Христа Из-за
своей приверженности к монотеизму, иудеи испортили отношения и с
последователями Христа, отказываясь признавать в Иисусе Бога, что
воспринималось последними как предательство. На волне этой конфронтации
сыны Израиля вступили в эпоху Средневековья, превратившись в изгоев
христианского мира (пошли разговоры о том, что евреи распяли Господа,
что они на Пасху пьют кровь христианских младенцев, распространяют чуму и
отравляют колодцы).
Но
даже в этих условиях, евреи продолжали подчеркивать свою самость. Дело
в том, что Тора запрещает иудеям скрывать свою веру, напротив, по ее
предписаниям, верный сын Израиля должен публично подчеркивать, что он
иудей. Поэтому евреям приходилось открыто вести себя не так, как их
иноэтничному окружению: соблюдать шаббат, по-другому питаться и иначе
одеваться. Кроме того, в отличие от новозаветного, еврейский закон не
запрещал заниматься ростовщичеством — низким и презренным ремеслом в
глазах христиан. Все это не могло не навлечь на иудеев враждебных чувств
со стороны соседей (показательно, что если иудей принимал христианство,
неприязнь к нему затухала).
Желающие мирового господства Дополнительным
раздражающим фактором служила вера евреев в свою богоизбранность. И
хотя свое избранничество иудеи толкуют исключительно как проповедь по
миру ветхозаветной веры и морали, антисемиты во все времена пытались
представить дело так, будто евреи претендуют на врожденное национальное
превосходство и на этой почве стремятся занять доминирующее положение в
обществе. Особенно распространились эти идеи в Новое время. Не теряют
они популярности и в современном обществе. Действительно, среди успешных
предпринимателей и политиков иудеи составляют значительный процент
(около 30%). Да и, вообще, уровень благосостояния еврейских семей
зачастую выше, чем у их нееврейских соседей. Причина здесь опять же
заключается в иудейских традициях. Иудаизм всегда считал учебу
религиозной обязанностью для всех своих последователей. «Обязанность
каждого еврея, — писал средневековый законник Моисей Маймонид, — изучать
Тору, независимо от того, беден он или богат, в крепком или слабом
здоровье, полон юношеских сил или стар и слаб». Грамоту должны были
разуметь не только мужчины, но и женщины. Эта традиция, идущая с
античных времен, дала себя знать в современном обществе, где знания
превратились в главную ценность. «Еврейская страсть к учебе, — пишет
Дэнис Прейгер, — помогает объяснить, почему у евреев оказывается
наибольший среднестатистический доход из всех этнических групп, который
на 72% выше средненационального (американского) и на 40% больше, чем у
японцев, стоящих на втором месте». Конечно, антисемиты трактуют это как
подтверждение своих опасений на счет претензий евреев на мировое
господство.
Плата за уникальность Как
показывают социологические опросы, даже в такой толерантной стране как
США, 60% респондентов к «подспудно отрицательным» качествам евреев
отнесли их приверженность идее богоизбранности. «Это в 5 раз больше, —
пишет Дэнис Прейгер, — чем тех, кто верит, что «евреи захватили слишком
большую власть», в 3 раза больше тех, кто полагает, что «евреи пытаются
пролезть туда, где их не желают видеть», и в 2 раза больше, чем тех, кто
убежден, что «евреям плевать на всех, кроме себя». В России эти
показатели в разы выше, как и, вообще, в Центральной Европе. Во многом
это отголоски тоталитарных режимов, на которые был богат ХХ век. Такие
режимы неизбежно оказываются антисемитскими. Цель диктатора состоит в
полном контроле над жизнью своих граждан, и поэтому режим не может
терпеть неконтролируемых проявлений религиозности или национальной
индивидуальности, свойственной иудаизму. Евреев обвиняют в хитрости,
коварстве, любви к деньгам и беспринципности — все это якобы помогает им
составлять себе капиталы. «Наверняка еврей», — часто говорят за спиной
тех, кто добился большого успеха в жизни, не важно, евреи они на самом
деле, или нет. Тем не менее, в наше время антисемитизм постепенно
идет на спад: сказывается прогресс глобализации с ее этнической
толерантностью. Но вряд ли этот спад будет быстрым. Антисемитизм в той
или иной форме будет жив, пока существует еврейская культура. Это
расплата иудеев за свою уникальность: ведь евреи — единственный этнос,
помнящий еще египетских фараонов, который дожил до нашего времени,
сохранив все свои традиции и привычную картину мира (китайцы, правда,
тоже ведут свою историю с древнейших времен, но о них разговор особый). В
этом смысле евреи, действительно, народ избранный, терпеливо страдающий
за верность своей культуре, которая зачастую бросает вызов культурам
соседних этносов, рождая у последних по отношению к иудеям чувство
непонимания и скрытой угрозы.