Почему мы рвем на груди рубаху, бросаем оземь шапку и показываем кукиш? Расшифровываем народный язык жестов.
Бросать оземь шапку
![](http://ekspert.ucoz.ru/_pu/21/s06267189.jpg)
Экспрессивный жест, который артикулировал какое-то отчаянное решение.
Головной убор (наряду с бородой) для русских мужчин символизировал
достоинство, интегрированность в обществе. Публичное снятие шапки
считалось тяжким позором, своего рода гражданской казнью. Обычно этой
процедуре подвергали должников. Добровольное же бросание на землю шапки
демонстрировало готовность человека пойти на самый безумный риск, в
котором ценой неудачи могло стать изгнания человека из общества.
Чесать затылок
![](http://ekspert.ucoz.ru/_pu/21/s34470227.jpg)
Человек чешет затылок, когда чем-то озадачен. Вопрос – для чего?
Конечно, вряд ли, чтобы простимулировать кровообращение мозга. Одна из
версий гласит, что жест этот пришел из народной магии: таким образом
наши предки вызывали на помощь пращура, гения рода.
Рвать на груди рубаху
![](http://ekspert.ucoz.ru/_pu/21/s62306120.jpg)
Вероятно, изначально это была импровизированная клятва. Есть
гипотеза, что таким экспрессивным жестом наши предки показывали свою
принадлежность к Православной вере, демонстрируя крест. Кроме того,
известно, что при казнях и некоторых телесных наказаниях экзекуторы
разрывали у наказанного верх рубахи. Так вот, добровольное разрывание
одежды в качестве убеждающего аргумента призвано было показать
готовность человека взойти на плаху за правду.
Бить себя в грудь
![](http://ekspert.ucoz.ru/_pu/21/s32043264.jpg)
Этот жест по одной из версий пришел из воинской традиции кочевников и
был занесен татаро-монголами. Так «степняки» приносили клятву своему
сюзерену. Удары кулаком в грудь в качестве жеста должны были показать
преданность человека.
«Коза»
![](http://ekspert.ucoz.ru/_pu/21/s79375461.jpg)
Как правило, этот жест ошибочно связывают с уголовной «распальцовкой» или поклонниками «металла».
На самом деле, «козе» уже несколько тысячелетий, и связана она была с
защитой от черной магии, от злых духов. Когда взрослый показывают, как
бодается коза, изображая козлиные рожки с помощью мизинца и
указательного пальца правой руки. На самом деле, это не просто игра с
ребенком – таким образом наши пращуры снимали сглаз с детей.
Кроме того, «козой» сопровождали свои выступления древнегреческие
ораторы – эта конфигурация означала «наставление». От древних риторов
этот жест переняли христианские священники, которые часто сопровождали
свои проповеди именно «козой». Любопытно, что на некоторых православных
иконах можно увидеть Спасителя и святых с выставленными вперед мизинцем и
указательным пальцем.
Кукиш
![](http://ekspert.ucoz.ru/_pu/21/s83968247.jpg)
Вообще этот жест характерен для многих культур. На Руси о кукише,
вероятно, узнали от приезжих немцев, которые таким вульгарным жестом
пытались соблазнять русских барышень. Есть даже версия, что «фига»
возникла от немецкого выражения fick-fick machen (так звучало
традиционное немецкое приглашение к интимной близости). Ссимвол этого
жеста (наверное, благодаря высокоморальным женщинам) трансформировался в
обозначение категорического отказа. Причем со временем «фига» стала
использоваться как защитное средство от нечистой силы: видимо, из-за
распущенности экспаты из германских земель приравнивались к бесам.
Щелчок по шее
![](http://ekspert.ucoz.ru/_pu/21/s11948303.jpg)
Этот жест из питейной традиции артикулировал распространенный в
XIX-начале XX века фразеологизм «заложить за галстук». Выражение это
родилось в офицерской среде, и придумал его некий полковник Раевский,
«краснобай и балагур». Кстати, он «изобрел» и другую «питейную» фразу —
немного подшефе (chauff?). Интересно, что этот жест взяли на вооружение
спекулянты горячительными напитками во времена «сухого закона», который
Николай II установил империи в 1914 году. |