Закон о КИК, вступивший в силу с 1 января 2015 г., обязывает уплачивать российских физических и юридических лиц налог с нераспределенной прибыли своих иностранных организаций. Платить его обязаны компании, которые не занимаются экономической деятельностью, то есть кошельки - организации, созданные для накопления прибыли, выведенной из России в виде пассивных доходов. "Исключение прибыли КИК из налогообложения возможно по критерию эффективной налоговой ставки", - говорит Дмитрий Квитко, директор департамента международных корпоративных финансов IPT Group. То есть компании не платят налог в России, если они уже уплатили его за границей по ставке, ненамного ниже российской (не менее 75% средней ставки в России).
Вторым условием освобождения от уплаты налога в России является работа в стране, которая отсутствует в "черном" списке ФНС. Но раньше такого перечня не существовало, совсем недавно проект документа появился на официальном портале раскрытия информации госорганами. "Он включает более 130 стран и территорий, в который наряду с общеизвестными "офшорными" юрисдикциями попали такие страны, как Швейцария, Великобритания, Австрия", - поясняет Дмитрий Квитко. В то же время такие ожидаемые юрисдикции, как Люксембург, Нидерланды и Кипр, в списке отсутствуют.
До сих пор существовал список офшоров, составленный минфином, в котором числилось 40 юрисдикций. Он применяется для определения права на нулевую ставку по дивидендам. Самым ожидаемым решением со стороны ФНС было копирование перечня минфина. Однако эксперты уверены, что ФНС правильно подошла к разработке списка. "Неудивительно, что перечень, составленный ФНС, не совпадет с перечнем минфина, - отмечает Никита Толкачев, юрист практики налогового и таможенного права фирмы "ЮСТ". - Эти два перечня принципиально разные. ФНС при составлении руководствовалась не критерием льготного режима налогообложения в соответствующей юрисдикции, а в первую очередь практикой взаимодействия с компетентными органами иностранных государств по вопросам обмена информацией. Об этом сказано в письме минфина от 07.10.2015 N 03-08-05/57368".
Наличие страны в списке означает, что ее налоговые органы не отвечают на запросы ФНС или же практика информационного обмена между странами есть, но еще не закрепилась и рано говорить о ее эффективности. Впрочем, с изменением практики может поменяться и список, вносить в него поправки можно довольно часто - несколько раз в год.
К автоматическому обмену информацией Россия должна присоединиться в 2017 году. Но это не значит, что сейчас обмен данными не ведется вовсе. "Мы вполне эффективно обмениваемся информацией в рамках традиционного обмена", - отмечает начальник отдела методологии управления трансфертного ценообразования ФНС Елисей Балта и приводит в пример дела, в которых Россия получала данные о бенефициарах компаний от голландских коллег: "Я не скажу, что нас засыпают ответами по нашим запросам, но тем не менее мы их получаем, они используются в проверках и приводят к доначислениям".
Также налоговые органы пользуются открытыми источниками, например, торговыми регистрами. "Они предоставляют финансовую отчетность, в которой виден персонал и состав активов. Полученные таким образом доказательства принимаются судом, например, для признания компании кондуитной", - подчеркнул Елисей Балта.
Причем информативные регистры есть и в тех странах, которые попали у ФНС в немилость - на Кипре, в Великобритании и Швейцарии. Представитель ФНС заверил, что наличие государства в перечне ФНС еще не говорит о том, что Россия разорвала с ним взаимодействие. Наши налоговики тесно общаются с налоговыми органами Великобритании. Несмотря на попадание королевства в список ФНС и слухи о прекращении взаимодействия на дипломатическом уровне, у налоговой службы проблем в общении с этой юрисдикцией нет. "В тех случаях, когда происходят какие-то проблемы, мы встречаемся. Из Великобритании недавно приезжали, мы обсуждали наши подходы к контрольной работе", - говорит чиновник.
В следующем году обмен данными между странами выйдет на новый уровень. "У нас появилась Модельная конвенция по налогам на доход и капитал ОЭСР, которая вступила в силу и в 2016 году будет работать. А в нее, как вы знаете, включены все классические офшорные юрисдикции, - отмечает Елисей Балта. - Мы не рассчитываем, что нам активно и быстро будут всю информацию предоставлять, но предоставлять будут".
В рамках уголовных дел есть практика запроса Следственным комитетом РФ информации Интерпола. "В этом случае раскрывается полностью информация о бенефициарных владельцах организации, какой бы сложной ни была ее трастовая структура. Мы получаем все, вплоть до счетов за ЖКХ, которые часто служат идентификатором бенефициарного владельца", - говорит Балта.
Всего с 15 июня по 15 октября 2015 г. компании и граждане подали в ФНС более 7 тысяч уведомлений об участии в иностранных организациях и учреждении иностранных структур без образования юридического лица. "Это первые уведомления, поступившие от граждан с момента вступления закона в силу", - сообщил Балта. Такие низкие цифры эксперты связывают с небольшим штрафом в размере 50 тысяч рублей за неподачу уведомления по каждой иностранной компании. Сейчас за это правонарушение не возникает уголовной ответственности или больших штрафов. Серьезные санкции появятся только с весны 2017 года, когда за неуплату налога с прибыли КИК компаниям будет грозить уголовная ответственность. Эксперты уверены, что до этого времени многие возьмут тайм-аут, в течение которого будут наблюдать за развитием налоговой и судебной практики, чтобы в соответствии с ней выстроить свою стратегию раскрытия информации и уплаты налогов с прибыли КИК.