Более 175 млн рублей сумм налога на прибыль, пени и штрафа поступило в бюджет в результате раскрытия инспекцией схемы банка по выводу прибыли за рубеж.
По итогам выездной налоговой проверки инспекция посчитала, что банк получил необоснованную налоговую выгоду, включив в расходы суммы платежей в пользу французского мажоритарного акционера.
Акционер гарантировал по ряду кредитов уплату денежных средств банку в случае, если заемщик не исполнит кредитные обязательства. За эти услуги налогоплательщик выплатил акционеру от 80 до 100% прибыли от соответствующих кредитов (сделок).
Заемщиками по этим кредитам были крупнейшие российские предприятия, предоставлявшие дополнительное обеспечение исполнения своих кредитных обязательств. Соответственно необходимости в гарантиях от французского акционера не было. Данные предприятия в полном объеме исполняли свои обязательства по кредитам.
Также инспекция установила, что акционер перестраховывал свои риски по гарантиям у люксембургской дочерней компании, тем самым выводя прибыль в юрисдикцию с низкой налоговой нагрузкой.
В связи с этим налоговый орган сделал вывод, что операции по предоставлению гарантий не обусловлены разумными экономическими причинами. Выплаты по этим операциям экономически необоснованны и не направлены на получение дохода.
При этом действительный экономический смысл данных операций заключался в выводе банком прибыли за рубеж.
Суды, поддержав позицию инспекции, признали доказанным факт получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды путем включения в расходы затрат по спорным операциям с акционером.
Арбитражный суд Московского округа постановлением от 30.04.2015 по делу № А40-143354/2013 оставил в силе постановление Девятого арбитражного апелляционного суда, которым в удовлетворении требований банка о признании недействительным решения налогового органа было отказано.
|