МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 октября 2014 г. N 03-08-05/54538
Вопрос:
О налогообложении налогом на прибыль доходов иностранной организации, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство в РФ, по беспоставочным фьючерсам, опционам, своп-контрактам и поставочным конверсионным операциям с иностранной валютой, обращающимся на организованном рынке.
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с письмом о порядке налогообложения доходов иностранной организации, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающей доходы от источника в Российской Федерации, по беспоставочным фьючерсам, опционам и своп-контрактам, а также поставочным сделкам с иностранной валютой, обращающимся на организованном рынке, сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль.
В соответствии со статьей 247 Кодекса для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций являются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.
В пункте 1 статьи 309 Кодекса перечислены виды доходов, не связанные с предпринимательской деятельностью иностранной организации в Российской Федерации, которые относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Таким образом, если доход иностранной организации от источников в Российской Федерации в виде вариационной маржи по контрактам, не предусматривающим поставку базисного актива, относится к доходам, указанным в пункте 1 статьи 309 Кодекса, то налогооблагаемым доходом по беспоставочным фьючерсам, опционам и своп-контрактам, обращающимся на организованном рынке, полученным иностранной организацией от источников в Российской Федерации, является сумма превышения положительной вариационной маржи по конкретному контракту над отрицательной вариационной маржей по этому контракту.
На основании положений пункта 4 статьи 301 Кодекса для целей главы 25 Кодекса под вариационной маржей понимается сумма денежных средств, рассчитываемая организатором торговли или клиринговой организацией и уплачиваемая (получаемая) участниками срочных сделок в соответствии с установленными организаторами торговли (или) клиринговыми организациями правилами.
Согласно статье 326 Кодекса налогоплательщики учитывают в составе налоговой базы изменение текущей стоимости финансовых инструментов срочных сделок, обращающихся на организованном рынке, в размере денежных сумм, рассчитанных биржей (клиринговой организацией).
При этом налоговая база определяется налогоплательщиком на дату исполнения срочной сделки с учетом положений главы 25 Кодекса.
В соответствии с принципами определения доходов, установленными статьей 41 Кодекса, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц" , "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 304 Кодекса налоговая база по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке, определяется как разница между суммами доходов по указанным сделкам со всеми базисными активами, причитающимися к получению за отчетный (налоговый) период, и суммами расходов по указанным сделкам со всеми базисными активами за отчетный (налоговый) период. Отрицательная разница соответственно признается убытком от таких операций.
Получение экономической выгоды рассматриваемой иностранной организацией по беспоставочным фьючерсам, опционам и своп-контрактам происходит на дату исполнения (прекращения или исполнения встречной сделкой) соответствующего контракта в виде положительного сальдо вариационной маржи. Эта выгода определяется без учета комиссии организатора торговли и брокерской комиссии.
По нашему мнению, при налогообложении доходов иностранной организации, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающей доходы от источников в Российской Федерации, по беспоставочным фьючерсам, опционам и своп-контрактам, обращающимся на организованном рынке, налоговая база по налогу на прибыль указанной иностранной организации определяется как сумма превышения положительной вариационной маржи по конкретному контракту над отрицательной вариационной маржей по этому контракту на дату его исполнения (прекращения или исполнения встречной сделкой), уменьшенная на сумму соответствующей комиссии организатора торговли и брокерской комиссии.
При этом при исчислении налога следует учитывать положения соглашений об избежании двойного налогообложения, рассматриваемые доходы для целей применения которых могут квалифицироваться как "другие доходы".
По поводу вопроса о налогообложении доходов иностранных организаций, получаемых по поставочным контрактам на иностранную валюту, сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подпунктах 5 и 6 пункта 1 статьи 309 Кодекса, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.
Таким образом, если доходы, получаемые иностранной организацией от поставочных конверсионных операций с валютами различных видов, квалифицировать как доходы, полученные от продажи имущества, то такие доходы обложению налогом у источника выплаты в Российской Федерации не подлежат.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
28.10.2014
|