Министерство по развитию Северного Кавказа создано указом Владимира Путина. Новое ведомство будет оптимизировать распределение бюджетных средств в регионе, а также следить за эффективностью потраченных в СКФО средств. Однако эффективность органа остается под вопросом, говорят эксперты.
В России будет создано Министерство по развитию Северного Кавказа, заявил президент России Владимир Путин. Новое ведомство возглавит бывший губернатор Красноярского края Лев Кузнецов.
«Вы знаете, что по предложению председателя правительства России мы создаем новое ведомство — Министерство по развитию Северного Кавказа, — обратился Путин ко Льву Кузенцову. — Вам предлагается занять должность министра. Я знаю, что вы уже беседовали на этот счет в администрации президента, в правительстве, хочу вас поблагодарить за работу в качестве губернатора Красноярского края и выразить надежду, что вы используете весь свой опыт, навыки на новом месте работы».
После встречи с Кузнецовым Путин подписал указ о создании нового ведомства. Министерство образовано «в целях комплексного решения вопросов, связанных с созданием условий для социально-экономического развития Северного Кавказа», отмечается в документе. Основной же его задачей будет выработка и реализация государственной политики в сфере социально-экономического развития Северного Кавказа, а также координирование деятельности по реализации на территории региона госпрограмм и федеральных целевых программ.
Новое министерство станет уже третьим «региональным» в России.
В конце марта правительство объявило о создании Министерство по делам Крыма, которое возглавил бывший замминистра экономики Олег Савельев. В мае 2012 года было создано Министерство по развитию Дальнего Востока. С сентября 2013 года его возглавил сопредседатель центрального штаба «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) Александр Галушка.
«Создание подобного ведомства — достаточно странное решение, — считает заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ--ВШЭ Андрей Суздальцев. — В России обычно создают министерства по отраслевому признаку». Организация ведомства, дублирующего местную власть, говорит о том, что администрация на местах не справляется, полагает эксперт.
«Создается дублирующий орган, который свидетельствует о неэффективности государственного менеджмента»,
— говорит Суздальцев. С его мнением согласна и профессор МГУ, глава региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич, отметившая, что основной задачей нового министерства будет, вероятно, управление денежными потоками, поступающими в республики из федерального бюджета. «Логика этого решения довольно простая, — отмечает Зубаревич. — Дело в том, что полпредство не имеет финансовых полномочий и не является распорядителем бюджетных средств, а выделять средства республикам напрямую неэффективно. Поэтому эту задачу возложили на только что созданное министерство».
Ранее российское правительство неоднократно высказывало претензии по поводу экономической политики республик Северного Кавказа. Так, в августе 2013 года премьер-министр Дмитрий Медведев подверг критике субъекты Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), заявив, что округ слишком медленно выполняет указы президента от мая 2012 года. Досталось регионам и от министра финансов России Антона Силуанова, отметившего, что регионы СКФО проводят слишком либеральную налоговую и щедрую к чиновникам бюджетную политику. «Северокавказские республики и ранее были дотационными, но сейчас уровень дотационности растет, — констатировал Силуанов. — В этом году (2013-м. — «Газета.Ru») объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности увеличился на 20%».
«Сами республики тратят минимум средств на инвестиции, — рассказывает Зубаревич. — Исключение составляют разве что Ингушетия, строящая свою столицу Магас, и Чечня, которая в некоторые годы тратила до трети своего бюджета на инвестиции. Но в 2013 году Чечне сократили объем трансфертов и инвестиции республики также сократились».
Однако общий объем инвестиций в северокавказские республики из федерального бюджета все же не является рекордным, отмечает эксперт. «Если взять все инвестиции федерального бюджета в 2013 году, то 23% всех средств ушло на инвестиции в Краснодарский край (где проходила Олимпиада в Сочи – «Газета.Ru»). До этого 12–13% уходило в Приморский край (где состоялся саммит АТЭС во Владивостоке. — «Газета.Ru»). На этом фоне инвестиции во все северокавказские республики не превышали 10–12%. Видимо, этими деньгами хотят распоряжаться лучше, особенно с учетом бюджетной ситуации», — констатирует Зубаревич.
Согласно концепции федеральной целевой программы «Юг России (2014–2010 годы), утвержденной правительством России в конце 2013 года, прогнозируемые объемы финансирования в округ составят, по базовому варианту, 189,11 млрд руб. По оптимистичному варианту, финансирование будет на 63,9 млрд больше — 253,09 млрд руб., причем с каждым годом суммы инвестиций будут расти.
Создание нового министерства вряд ли серьезно улучшит экономическую ситуацию в регионе, констатируют эксперты.
«Исходя из результатов на Дальнем Востоке, сложно говорить об эффективности региональных министерств», – отмечает Наталья Зубаревич
В самом же регионе надеются, что создание министерства может помочь экономике. «Ситуация в регионах, подпадающих под компетенцию нового министерства, весьма различна. Если Чечня и Ингушетия в большей степени финансово обеспечены, с Дагестаном дело обстоит несколько иначе. Вот говорят: «Хватит кормить Кавказ». Но Кавказ тысячелетиями привык кормить сам себя. До жителей Дагестана финансовая помощь из бюджета фактически не доходит. Ключевая проблема — безработица, коррупция, слабое управление. Дагестан традиционно обеспечивал виноградом весь СССР — было бы целесообразно развивать, например, эту отрасль», — сказал «Газете.Ru» руководитель регионального отделения «Справедливой России» Хаджимурад Омаров.