Здесь будут размещаться Бонусы рублевые, долларовые и др. Перемещен раздел для более легкого размещения бонусов и возможности писать посетителям отзывы
Вступившие в силу 2 сентября 2010 г. изменения к Налоговому кодексу РФ (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. No 229-ФЗ) коснулись процедуры проведения налоговых проверок. Посмотрим, какие сюрпризы подготовили законодатели. Как известно, основным мероприятием налогового контроля, проводимым во время выездных и камеральных проверок, является истребование документов, на основании которых инспекторы, в конечном счете, и принимают решения. Это порядок претерпел значительные изменения.
Изменены правила истребования документов
Процедура истребования у налогоплательщиков документов никогда не была детализирована в налоговом законодательстве. Пользуясь этим, налоговики вручали требования как им вздумается: вызывали налогоплательщиков в инспекцию, направляли их по почте или каким-либо иным способом.
Со 2 сентября 2010 г. в законе прямо сказано, что требование о предоставлении документов должно быть вручено лицу лично под расписку, либо направлено в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (порядок направления требования в электронном виде должен быть установлен ФНС России). Только в том случае, если вручить требование указанными способами невозможно, его можно будет направить по почте заказным письмом, и тогда оно будет считаться полученным на шестой день со дня отправки. Причем как показывает практика, чтобы доказать невозможность вручения каких-либо документов налогоплательщику лично, налоговики обязаны зафиксировать данный факт документально (составить акт об отказе в принятии документов, акт осмотра помещения, которым подтверждается отсутствие налогоплательщика по данному адресу и т.п.).
С одной стороны, это новшество на руку налогоплательщикам, поскольку теперь отправлять требование по почте можно только после того, как исчерпана возможность вручить его лично представителю налогоплательщика. Правда, уклониться от получения требования теперь не удастся - оно будет считаться полученным на шестой день после отправки. В то же время, к вручению требования лично фактически приравнено его отправление по телекоммуникационным каналам связи. А это означает, что те налогоплательщики, которые представляют отчетность в электронном виде, будут получать требование незамедлительно в электронном виде. И с этого дня для них начнет исчисляться для представления истребуемых документов (порядок направления требования в электронном виде еще предстоит утвердить ФНС России).
Кстати, неисполнение требование налогового органа о предоставлении документов сейчас карается строже, чем раньше. Согласно новой редакции т. 126 НК РФ штраф за несвоевременное представление (непредставление) каждого истребованного документа поднят с 50 до 200 руб. Это довольно серьезная мера, ведь и при прежних размерах суммы штрафных санкций за непредставление документов иногда достигали сотен тысяч рублей. Нельзя не отметить: часто налоговые органы неправомерно пытаются наказать налогоплательщиков за непредставление документов, например, допуская ошибки в требовании о представлении документов или настаивая на представлении тех документов, которые отношения к проверке не имеют. Однако увеличение штрафных санкций может привести к хорошему «улову», поэтому вероятнее всего, с новой силой развернется борьба по поводу применения ст. 126 НК РФ.
Также законодатели скорректировали для налогоплательщиков правила предоставления документов по требованию налогового органа. Теперь налогоплательщик по своему усмотрению может представить документы непосредственно в налоговый орган, отправить их по почте или в электронном виде (порядок их направления в электронном виде также должна закрепить ФНС России). Это радует: больше не обязательно будет подстраиваться под график работы налогового органа с тем, чтобы передать ему документы. Достаточно будет успеть отнести их на почту в установленный срок. Только не забудьте сделать опись вложения и сохранить на всякий случай документы по отправке.
Другое новшество связано с извечным камнем преткновения для налогоплательщиков и налоговых органов: надо ли прикладывать к акту проверки все документы, на которые ссылается инспекция в этом документе, обвиняя налогоплательщиков в неуплате налогов? Теперь проблема решена: налогоплательщик может знакомиться с доказательствами своей вины.
Налогоплательщик может знакомиться с доказательствами своей вины Налогоплательщики давно боролись за свое право знакомиться со всеми результатами проведенной налоговой проверки, требуя прикладывать к акту проверки все документы, полученные инспекцией в процессе ее проведения. Однако налоговая служба отказывалась это делать, ссылаясь на свои внутренние регламенты и отсутствие законодательной обязанности прикладывать к акту какие бы то ни было бумаги. Ранее мы уже освещали эту тему. Речь шла о том, что с позиций чиновников закон не обязывает их знакомить налогоплательщика с протоколами опроса свидетелей, актами осмотра и иными документами, на которые проверяющие ссылаются в акте проверки и которые являются доказательствами совершения проверяемым лицом налогового правонарушения. Налоговики считали, что когда налогоплательщик знакомится с текстом акта, он должен верить им «на слово», и ему не обязательно иметь на руках оформленные при проведении проверки документы, чтобы подготовить свои возражения на составленный акт. Однако в ходе последующих судебных разбирательств с завидной постоянностью выяснялось, что документы, на которые ссылается налоговый орган, не имеют юридической силы (в силу разных причин) и не могут быть надлежащими доказательствами вины налогоплательщика в неуплате налогов.
Проблема дошла до ВАС РФ, который принял компромиссное решение. Согласно его разъяснениям, налоговики действительно не обязаны представлять налогоплательщику доказательства вменяемого ему налогового правонарушения вместе с актом налоговой проверки. Однако при этом он отметил: возможность ознакомиться с указанными документами должна быть предоставлена налогоплательщику в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки.
Теперь законодатель пошел еще дальше. Решено, что налогоплательщику все-таки должны быть вручены все документы, на основании которых сделан вывод о совершении им налогового правонарушения, кроме тех, что были получены от самого налогоплательщика (п. 3.1 ст. 100 НК РФ). При этом документы, содержащие сведения, составляющие охраняемую законом тайну, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
А теперь самое интересное: право налогоплательщика на ознакомление с материалами налоговой проверки на этом не исчерпывается. Согласно изменениям, внесенным в п. 2 ст. 101 НК РФ, налогоплательщику предоставлена возможность «знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля» в срок до вынесения налоговым органом решения по итогам проверки. Данное право налогоплательщика напоминает закрепленное в арбитражном процессуальном законодательстве право лица, участвующего в деле, знакомиться с его материалами, снимать копии и т.д. Так что сам процесс производства по делу о налоговом правонарушении теперь все больше становится похожим на судебное разбирательство. Перечисленные изменения следует признать очень позитивными. Теперь налогоплательщик сможет быстро, не дожидаясь суда, обнаружить ошибки, допущенные инспекторами при составлении различных протоколов, актов, и иных документов, вследствие чего данные документы могут быть признаны не имеющими доказательственной силы. Кроме того, законодатели наконец-то решили другой проблемный вопрос, связанный с проведением дополнительных мероприятий налогового контроля, которые могут осуществляться в период со дня окончания проверки до момента вынесения решения по ее итогам.
Материалы дополнительных мероприятий налогового контроля «узаконили» Вопрос о процедуре оформления результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, ознакомления с ними налогоплательщика, а также их рассмотрения долгое время являлся «проблемным» и требовал законодательного урегулирования. Закон не обязывал налоговиков составлять при проведении данных мероприятий отдельный акт, доводить его до сведения проверяемого лица, и вообще производить рассмотрение их материалов, чем нарушалось право налогоплательщика на составление возражений насчет выявленных недочетов. Мы рассказывали, что это не мешало Минфину России и арбитражным судам заявлять: будет составляться «дополнительный» акт или нет - налогоплательщику должно быть предоставлено право ознакомиться с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля и составить свои возражения на этот счет. Однако позиция финансового министерства и судов не имела законодательного оформления и основывалась исключительно на рассуждениях. Теперь же законодатель, наконец, сблизил по своему статусу материалы «основной» налоговой проверки и дополнительных контрольных мероприятий. Новая редакция п. 1 ст. 101 НК РФ гласит, что руководитель налогового органа (его заместитель) обязаны рассмотрены не только материалы самой налоговой проверки (как это было раньше), но и материалы дополнительных материалов налогового контроля.
Данное дополнение позволяет утверждать, что, во-первых, налоговый орган в любом случае обязан рассмотреть материалы дополнительных мероприятий. Во-вторых, у судов появляется дополнительное основание говорить о том, что материалы этих мероприятий должны быть доведены до сведения налогоплательщика в том же порядке, что и материалы самой налоговой проверки. Также в аналогичном порядке ему должно быть предоставлено право составить свои возражения.
Однако стоит заметить: в новой редакции закона по-прежнему ничего не сказано о том, что результаты дополнительных мероприятий налогового контроля должны оформляться специальным документом (акт, справка и т.п.). Следовательно, от налоговиков как и раньше нельзя требовать его составления, а значит, по данному основанию, скорее всего, не удастся и выиграть суд.