Здесь будут размещаться Бонусы рублевые, долларовые и др. Перемещен раздел для более легкого размещения бонусов и возможности писать посетителям отзывы
(Рим. 11, 2-12; Мф. 11, 20-26).
Господь много энамений показал в Капернауме, Вифсаиде и Хоразине; между
тем, число уверовавших не соответствовало силе знамений. Потому-то Он
строго и обличил эти города и присудил, что в день суда отраднее будет
Тиру и Сидону, Содому и Гоморре, нежели городам тем. По этому образцу
надо нам судить и о себе. Сколько знамений показал Господь над Россией,
избавляя ее от врагов сильнейших, и покоряя ей народы! Сколько даровал
ей постоянных сокровищниц, источающих непрестанные знамения, - в св.
мощах и чудотворных иконах, рассеянных по всей России! И, однако, во дни
наши россияне начинают уклоняться от веры: одна часть совсем и
всесторонне падает в неверие, другая отпадает в протестантство, третья
тайком сплетает свои верования, в которых думает совместить и спиритизм и
теологические бредни с Божественным Откровением. Зло растет, зловерие и
неверие поднимают голову, вера и Православие слабеют. Неужели же мы не
образумимся?. . . И будет, наконец, то же и у нас, что, напр. , у
французов и других. . . А если это будет, что, думаете, будет нам за то в
день судный после таких Божиих к нам милостей? Господи! Спаси и поми
... Читать дальше »
(Рим. 9, 18-33; Мф. 11, 2-15).
"Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его".
Нудится Царствие, то есть с нуждою, с трудом, усилиями и тяжкими
подвигами достигается; потому и достигает его только тот, кто ведет
жизнь притрудную, подвижническую. Этим, на пути к Царствию, отрицается
всякого рода утешность. Утехи всех сортов удаляют от Царствия, а у нас
ныне только и забот что об утехах, изредка душевных, а больше плотских:
есть, пить, веселиться, гулять и роскошествовать во всем. Царствию
сказали: "прошу тебя, извини меня", хоть и в нем пир, и пир царский,
какого и на ум никому не придет приготовить, да вкусы у нас не те. Что
там сладким считается, то нам горько; что там приятно, то нам противно,
что там веселит, то нас тяготит, - разошлись совсем. И Царствие с
нуждницами , восхищающими его, отходит от нас. Мы и рады, даже готовы
поскорее бы прогнать их и речи уже о том заводим, да лукавый все как то
не ухитряется это уладить.
(Рим. 5, 1-10; Мф. 6, 22-33).
"Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око
твое будет худо, то все тело твое будет темно". Оком называется здесь
ум, а телом весь состав души. Таким образом, когда ум прост, тогда в
душе светло; когда же ум лукав, тогда в душе темно. Что такое ум простой
и ум лукавый? Ум простой тот, который принимает все, как написано в
слове Божием, и несомненно убежден, что все так и есть, как написано:
никакого хитроумия, никаких колебаний и раздумья нет в нем. Ум лукавый
тот, который приступает к слову Божию с лукавством, хитрым
совопросничеством и подъискиваниями. Он не может прямо верить, но
подводит слово Божие под свои умствования. Он приступает к нему не как
ученик, а как судия и критик, чтоб попытать, что-то оно говорит, и потом
или поглумиться, или свысока сказать: "да, это не худо". У такого ума
нет твердых положений, потому что слову Божию, очевидно, он не верит, а
свои умствования всегда неустойчивы: ныне так, завтра иначе. Оттого у
него одни колебания, недоумения, вопросы без ответов; все вещи у него не
на своем месте, и ходит он впотьмах, ощупью. Простой же ум все ясно
видит: всякая вещь у него имеет свой о
... Читать дальше »
(Рим. З, 28-4, З; Мф. 7, 24-8, 4).
Нынешнее Евангелие говорит о том, что слушающий слова Господни и
исполняющий их подобен строящему дом на камне, а слушающий и не
исполняющий - подобен строящему дом на песке. Заучи это всякий и почаще
повторяй; истина же в нем содержащаяся, всякому понятна и ясна наглядно.
И собственных опытов всякий имеет под руками в этом роде множество.
Мысли, например, пока еще думаешь о чем, бывают неустойчивы и мятутся;
когда же изложишь их на бумаге, они получают окреплость и неподвижность;
предприятие какое-нибудь все еще бывает неверно и меняется в
частностях, пока не начато, а когда пустишь его в ход, всем
пополнительным соображениям конец. Так и нравственные правила пока не
исполнены, они как будто чужие, вне нас и непрочны, а когда исполняешь
их, они входят внутрь, оседают в сердце и полагают там основу характеру -
доброму или злому. "Итак блюдите, как опасно ходите"!
(Рим. 9, 6-19; Мф. 10, 32-35; 11, 1).
"Всякого, кто исповедает Меня перед людьми, того исповедаю и Я перед
Отцем Моим Небесным". Трудно ли исповедать Господа? Никакого нет труда.
Какой труд сказать, когда требуется, что Господь наш Иисус Христос
единородный Сын Божий и Бог, Который ради нас пришел на землю,
воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился, был распят,
пострадал, погребен, воскрес в третий день, взошел на небеса и сидит
одесную Бога Отца, и опять придет судить живых и мертвых, - послал Духа
Святого на св. апостолов, силою Его устроивших на земле святую Церковь,
которая, научая истине и освящая таинствами, незаблудным путем ведет
всех верных чад своих в Царство Небесное? Все это мы повторяем всякий
раз, когда слышим и читаем символ веры. Так возьми эти истины,
напечатлей их в сердце своем, и будь готов, не боясь никакого лица
человеческого, предъявить, что так, а не иначе, должно веровать, чтоб
быть спасену, готовясь вместе потерпеть и то, что за это в ином случае
достанется тебе. Заграждай уста учителей лжи и хулителей христианства
словом истины, - и получишь то, что обетовано Господом. Ты исповедуешь
Его Богом и Спасителем перед человеками,
... Читать дальше »
(Рим. 8, 2-13; Мф. 10, 16-22).
"Претерпевший же до конца спасется". А есть ли нам что терпеть? В этом
ни у кого не бывает недостатка. Поприще терпения у всякого широко; стало
быть и спасение у нас, под руками. Претерпи все до конца и спасен
будешь. Надо, однако же, терпеть умеючи, а то можно протерпеть и пользы
никакой не получить. Во-первых, веру святую блюди, и жизнь по вере веди
безукоризненную; всякий же случающийся грех очищай тотчас покаянием.
Во-вторых, все, что приходится терпеть, принимай как от руки Божией,
помня твердо, что без воли Божией ничего не бывает. В-третьих, веруя что
все от Господа исходящее посылается Им во благо душам нашим, о всем
искренно благодари Бога, благодари и за скорби, и за утешения.
В-четвертых, полюби прискорбность ради великой ее спасительности, и
возбуди в себе жаждание ее, как пития хотя горького, но целительного.
В-пятых, держи в мысли, что когда пришла беда, то ее не сбросишь как
тесную одежду; надо перенесть. По-христиански ли ты перетерпишь ее или
не по-христиански, - все же претерпеть неизбежно; так лучше же
претерпеть по-христиански. Ропотливость не избавляет от беды, а только
ее отяжеляет; а смиренная покорность опреде
... Читать дальше »
(Рим. 7, 1-13; Мф. 9, 36-10, 8).
Посылая на проповедь св. апостолов, Господь заповедал им всех звать,
говоря: "приблизилось Царство Небесное", то есть пришло Царствие - идите
в него. Нам же что следует проповедовать? Надо всем кричать: сыны
Царствия! не бегите из Царствия в неволю и рабство, - потому что бегут.
Одних пленяет свобода ума: "не хотим, говорят, уз веры и гнета
авторитета, даже Божественного; сами все разгадаем и порешим". Ну, и
порешили. Настроили басней, в которых больше ребячества, чем в мифологии
греков - и величаются. . . Других увлекает широкий путь страстей: "не
хотим, говорят, знать положительных заповедей, ни требований совести, -
это все отвлеченности: нам нужна естественность осязательная". И пошли
вслед ее. Что же вышло? Приложились скотом несмысленным. Не от этого ли
нравственного ниспадения родилась и теория происхождения человека от
животных? Вот куда заходят! А все бегут от Господа, все бегут. . .
(Рим. 2, 10-16; Мф. 4, 18-23).
Позвал Господь Петра и Андрея, и они тотчас, оставя все, пошли за Ним.
Позвал Он Иакова и Иоанна, и они тоже тотчас оставили все и пошли за
Господом. Отчего же они так скоро и охотно пошли? Оттого, что увидели
лучшее. Таков уж закон у нас в душе, что узнав и вкусив лучшее, она
отвращается от худшего и бросает его. Тут совершается то же, что потом
Господь изобразил в притче о сокровище, сокрытом на селе, и о бисере
многоценном. Это сокровище и бисер - вера в Господа и общение с Ним по
силе веры. Обладателями этого мы нарицаемся еще в крещении. Отчего же мы
так мало ценим такое сокровище и, мало ценя, меняем на пустошь? Оттого,
что во время воспитания не вводят нас во вкус этого сокровища, и оно
становится чуждо нашему сердцу. Сердце наше не знает этого лучшего. Оно
знает только, что из нехорошего меньше нехорошо и что больше, и на этом
основывает свой взгляд. Тут и причина вся, отчего иных зовет Господь и
они идут, а мы, и призванные, бежим от Него.
(Рим. З, 19-26; Мф. 7, 1-8).
"Не судите, да не судимы будете". Что за болезнь - пересуды и
осуждение! Все знают, что это грех, а между тем ничего нет обычнее в
речах наших, как осуждение. Иной скажет: "не поставь Господи в
осуждение", а все-таки осуждение свое доведет до конца. Иной оправдывает
себя тем, что разумному человеку надо же иметь свой взгляд на текущее, и
в пересудах пытается быть хладнокровно рассуждающим; но и простое ухо
не может не различать в речах его высящегося и злорадствующего
осуждения. Между тем, приговор Господа за этот грех строг и решителен.
Кто осуждает других, тому нет оправдания. Как же быть? Как миновать
беды? Решительное средство против осуждения состоит вот в чем: считать
самого себя осужденным. Кто возчувствует себя таким, тому некогда будет
судить других. Только и речей у него будет: "Господи, помилуй! Господи,
прости мои согрешения!"
(Рим. 5, 17-6, 2; Мф. 9, 14-17).
Спрашивали Господа: почему ученики Его не постятся? Он отвечал: потому
что еще не пришло для них время. Потом приточною речью показал, что,
вообще, строгость внешнего подвижничества должна соответствовать
обновлению внутренних сил духа. Прежде возгрей дух ревности, а потом
налагай на себя и строгости, ибо в таком случае есть в тебе внутренняя
новая сила, способная с пользою выдержать их. Если же, не имея этой
ревности, возмешься за строгости, увлекаясь или только примером других,
или показностью подвижничества, то не на пользу это будет. Немного еще
продержишься в этой строгости, а потом ослабеешь и бросишь. И будет тебе
еще хуже, чем было прежде. Строгость без внутреннего духа - то же что
заплата из сырцового полотна на ветхой одежде, или вино новое в старых
мехах. Заплата отпадет, и дыра делается еще больше, а вино прорывает
мех, и само пропадает и мех делает негожим. Это, впрочем, не значит, что
строгости не годны, а внушается только, что надо начинать их в порядке.
Надобно сделать, чтобы потребность их шла извнутрь, чтоб они
удовлетворяли сердцу, а не теснили только совне, как гнет.