Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 18.03.2021 по вопросу применения положений Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 28.06.1993 (далее соответственно - Протокол, Соглашение) и сообщает.
В соответствии с подпунктом 2 статьи 1 Протокола дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является резидентом Договаривающегося Государства, могут также облагаться налогом в этом Договаривающемся Государстве в соответствии с законодательством этого Договаривающегося Государства, но если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, является резидентом другого Договаривающегося Государства и такое лицо является компанией, акции которой котируются на зарегистрированной фондовой бирже, при условии, что не менее чем 15 процентов акций, дающих право голоса в такой компании, находятся в свободном обращении, и которая прямо владеет не менее чем 15 процентами капитала компании, выплачивающей дивиденды, в течение периода 365 дней, включающего день выплаты дивидендов, то взимаемый таким образом налог не должен превышать 5 процентов.
При этом пунктом 4 статьи 10 Соглашения установлено, что термин "акции" при использовании в статье 10 Соглашения включает депозитарные расписки по этим акциям.
Вместе с тем в отношении термина "зарегистрированная фондовая биржа" сообщаем следующее.
В статье 1 Соглашения, определяющей круг лиц, к которым применяются положения Соглашения, установлено, что его положения применяются к лицам, которые являются лицами с постоянным местопребыванием в одном или в обоих Договаривающихся Государствах.
Принимая во внимание нормы статьи 1 и учитывая, что Соглашение является двусторонним международным договором, положения Соглашения не применяются к лицам, являющимся резидентами третьих юрисдикций, если иное не установлено Соглашением.
Таким образом, термин "зарегистрированная фондовая биржа" означает любую фондовую биржу, учрежденную и регулируемую в качестве таковой законодательством любого из Договаривающихся Государств, то есть Российской Федерации или Великого Герцогства Люксембург.
Принимая во внимание вышеизложенное, ставка в размере 5 процентов, установленная подпунктом 2 статьи 1 Протокола, может быть применена к доходам в виде дивидендов, выплачиваемым российскими организациями люксембургским компаниям, которые соответствуют условиям, установленным указанным подпунктом, включая условие о котировке на зарегистрированной фондовой бирже Российской Федерации или Великого Герцогства Люксембург и условие о свободном обращении как акций, так и депозитарных расписок по таким акциям люксембургских компаний, имеющих фактическое право на дивиденды.
Касательно определения и порядка расчета доли акций, дающих право голоса в компании, находящихся в свободном обращении (free-float), для целей применения льготной 5-процентной ставки налога у источника в отношении дивидендов, получаемых такой компанией, следует отметить, что количество акций в свободном обращении определяется путем вычитания из общего количества акций эмитента одной категории (типа) количества акций, не находящихся в свободном обращении.
Количество акций, не находящихся в свободном обращении, определяется в зависимости от категории владельца.
Учитывая вышеизложенное, порядок подсчета количества акций, находящихся в свободном обращении, определяется в зависимости от категории владельца таких акций и не привязан к какой-либо фондовой бирже.
Следовательно, для целей применения льготной 5-процентной ставки налога у источника в отношении дивидендов расчет доли акций, дающих право голоса в компании, находящихся в свободном обращении, осуществляется по всем акциям данного типа, не выделяя долю акций, операции по которым совершаются на российской или люксембургской биржах.
Одновременно сообщаем, что Протокол вступил в силу 5 марта 2021 года и в соответствии со статьей III Протокола его положения будут применяться с 1 января 2022 года.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.