Бесы искушают прп. Антония Великого
О жизни преподобного Антония Великого мы знаем сравнительно много благодаря святителю Афанасию Великому, современнику и почитателю подвижника. Впрочем, его известный труд «Житие преподобного отца нашего Антония, описанное в послании к инокам, пребывающим в чужих странах» современному читателю может показаться несколько сложным для восприятия. Дело не в богословской терминологии или философских поворотах мысли. Этого в жизнеописании преподобного Антония не так уж и много. Речь о другом. У современного человека может появиться известная мера скепсиса и недоверия к повествованию, когда он столкнется с демонами, которые ночью собираются в келье подвижника и избивают его до полусмерти. В следующий раз они превращаются в диких зверей и наполняют гробницу, устрашая подвижника. В повествовании встречаются и фантастические великаны, в которых превращаются бесы, и чудовища, стремящиеся устрашить подвижника. Много и других историй, о которых давно уже не слышали в реальной жизни современные христиане, есть в жизнеописании преподобного Антония Великого.В этом смысле повествование о жизни древних отцов-пустынников кажется столь далеким и немыслимым в современных реалиях, что может возникнуть вопрос: насколько они практически востребованы и полезны для людей нашего времени?
Святой рассказывал о хитрости демонов: «Они коварны и готовы во всё превращаться, принимать на себя всякие виды…»
Ответ на этот вопрос мы можем найти в житии преподобного Антония. Святой рассказывал о хитрости демонов: «Они коварны и готовы во всё превращаться, принимать на себя всякие виды. Нередко, будучи сами невидимы, представляются они поющими псалмы, припоминают изречения из Писаний. Иногда, если занимаемся чтением, и они немедленно, подобно эху, повторяют то же, что мы читаем; а если спим, пробуждают нас на молитву, и делают это так часто, что не дают почти нам и уснуть. Иногда, приняв на себя монашеский образ, представляются благоговейными собеседниками, чтобы обмануть подобием образа и обольщенных ими вовлечь уже, во что хотят».
Таким образом, в житии ставится вопрос о соотношении действительности и духовной реальности. Действительность – изменчива и обманчива. Однако диавол непрестанно пытается убедить человека доверять своим чувствам, предположениям, умозаключениям, которые он делает из увиденной картинки или рассказанных кем-то реалий. «Демоны всё делают, говорят, шумят, притворствуют, производят мятежи и смятения к обольщению неопытных, стучат, безумно смеются, свистят, – предупреждал святой Антоний, – а если кто не обращает на них внимания, плачут и проливают уже слезы, как побежденные». Конечно же, дело не в конкретных фактах. Святой на примере собственных страданий раскрывает методику борьбы лукавых сил с христианином. Со временем она может менять форму, однако по сути остается такой же. Свист, шум, безумный смех демонов и сегодня, в нашей жизни присутствует; их цель всё та же – запугать, сбить человека с правильного пути, ввергнуть в уныние, настроить людей друг против друга. Эти диавольские уловки верное Христу сердце должно с неослабевающей бдительностью распознавать в картинках, информации, мнениях, озлобляющих сердца, привносящих в нашу жизнь безысходность, зависть, лукавство, ненависть.
В этом и состоит смысл духовной брани: человек непрестанно пытается пробиться сквозь ширму действительности к истинной реальности
В жизнеописании преподобного Антония, как и в прочих житиях древних отцов, христианин встречается с конкретным и четким вопросом, обращенным к его душе. Это вопрос о реальности, в которой должен жить раб Христов. Она не похожа на действительность, в истинности которой нас непрестанно пытаются убедить. В ней смысл жизни человека не заключается в самом факте его присутствия на планете. В реальности человек должен жить ради Истины, которая выше него. Собственно, в этом и состоит смысл духовной брани: человек непрестанно пытается пробиться сквозь ширму действительности к истинной реальности. И на этом пути нам нужно преодолеть много шума, свистов, безумного смеха. Преодолеть – значит не доверять им, не принимать за чистую правду и непреложную истину наветы, осуждения, пусть для них и будет некоторое основание. Повод ведь найдется всегда. Осудить легко, легко поддаться гневу, впустить в сердце ненависть. Однако грех не имеет оправдания, он может только убить, грех развращает. Поэтому праведный Иоанн Кронштадтский говорил о реальности: «Что бы я ни слышал о других людях, истина одна: я должен любить ближнего».
Путь к реальности непрост. Возможно, в определенный момент мы, подобно святому Антонию, окажемся настолько измученными, загнанными, уставшими, что, как и преподобный, наконец обратимся ко Христу в отчаянии: «Где был Ты? Почему не явился вначале – прекратить мои мучения?»
Но Господь никогда не предает нас. Он с кроткой любовью ответил святому: «Здесь пребывал Я, Антоний, но ждал, желая видеть твое ратоборство; и поскольку устоял ты и не был побежден, то всегда буду твоим помощником и сделаю именитым тебя всюду».
Наконец, во всех испытаниях, на нелегком пути преодоления изменчивых реалий христианину следует помнить вдохновляющие слова преподобного Антония Великого: «Должно бояться только Бога, а демонов презирать и нимало не страшиться их. Даже чем больше страхов производят они, тем усильнее будем подвизаться против них. Ибо сильное орудие – правая жизнь и вера в Бога».