5/18 октября Церковь чтит память первосвятителей Московских Петра, Алексия, Ионы, патриарха Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Филарета, Иннокентия, митрополита Макария и, наконец, святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, небесного покровителя Донской обители Москвы.
О подвигах и учении святителей в сопряжении с вызовами нынешней непростой эпохи рассуждает духовник Донского монастыря иеросхимонах Валентин (Гуревич).
Святители Московские и всея России чудотворцы
Их имена в храмах возносятся постоянно
Эти наши московские святители, конечно, столпы, на которых держится здание Русской Церкви, и мы недаром так постоянны в призывании их молитвенной помощи. Мы привыкли каждый раз перечислять их имена в ектенье на литии за вечерним богослужением, во время полиелея, на молебнах, и они всегда поминаются на проскомидии, когда вынимаются частицы из девятичинной просфоры.
Вначале, когда зародилась эта традиция, по образцу трех святителей Вселенских поминались только три прославленных к тому времени архиерея: Петр, Алексий, Иона. А потом прибавились святители: Филипп, Ермоген, Макарий, Филарет, Иннокентий, Иов и святитель Тихон. Он заключает этот перечень первосвятителей. А открывает его святитель Петр – человек, с легкой, как говорится, руки которого Москва сделалась столицей великой православной страны, именуемой Россия.
Чему детям на дистанте можно поучиться у наших святых
Святитель Петр, митрополит МосковскийСвятитель Петр родился на Волыни от благочестивых родителей. Отроком он был отдан в книжное обучение, но грамота не давалась ему. Чудесным образом свыше получил он дар постигать науки.
Заметим, что преодоление трудностей дистанционного обучения в условиях карантина также могло бы происходить, если бы учащиеся последовали примеру сего отрока, обратившись за помощью к Подателю всякого дарования…
Здесь, кстати, один из приемов «Божией педагогики», имеющей целью воспитать в святых избранниках смирение. Они от рождения как бы лишены способностей. И уже потом, в сознательном возрасте, получают таланты как дары свыше. Так было со многими угодниками Божиими: преподобными Сергием Радонежским и Александром Свирским, святым праведным Иоанном Кронштадтским, святым Романом Сладкопевцем.
Избранникам Божиим дарования даются свыше чудесным образом, чтобы они не превозносились ими как своими собственными достоинствами
Смирение – это необходимое условие спасения и духовного преуспеяния. Избранникам Божиим дарования даются свыше чудесным образом, чтобы они не превозносились полученными дарами как своими собственными достоинствами.
С 12 лет, буквально на пороге так называемого переходного возраста, Господь ограждает будущего святителя от мирских влияний, которым с особой остротой все мы подвержены в эту юношескую пору, и направляет его стопы в близлежащий монастырь. Стены святой обители надежно оберегают его юную душу от пагубных воздействий мира.
Митрополит Московский ИонаК сожалению, дистанционное обучение во время карантина сопряжено с непременным использованием интернета. И особенно для юного «юзера» аскетическое требование «отсечь душевредные сайты» практически невыполнимо. Поэтому решение задачи ограждения подростка от мирских влияний, которую тогда выполняли монастырские стены, сегодня должно быть в качестве приоритетной проблемы возложено на высококвалифицированную специальную группу программистов… Действует же у нас «Лига безопасного интернета».
В монастыре будущий владыка Петр научился писать святые иконы. Им были написаны две Богородичные иконы – Успение Божией Матери и Богородица с Младенцем, получившая наименование «Петровской». Впоследствии он подарил ее тогдашнему Митрополиту всея Руси Максиму. Поразительным образом этот дар был использован потом Промыслом Божиим, и вот как…
Эпидемиями пользуются мошенники. Поэтому и люди доброй воли не должны уходить от дел, а, наоборот, активизироваться
В те времена по смерти Митрополита Максима его престол пытался самочинно узурпировать Владимирский архиерей Геронтий.
Святой Петр, бывший тогда игуменом основанного им Спасо-Преображенского монастыря, пользовался большим уважением Галицкого князя Юрия Львовича, и князь настоятельно добивался того, чтобы он отправился в Константинополь к Вселенскому патриарху для посвящения в сан Митрополита всея Руси.
В это время Геронтий, присвоив себе написанную святым Петром икону Божией Матери и захватив ее из покоев скончавшегося митрополита вместе с митрополичьим жезлом, уже находился в море, плывя на корабле в Константинополь.
Смутные эпохи, в том числе времена эпидемий, всегда чреваты тем, что неразберихой захотят воспользоваться люди неблагонамеренные, мошенники. Поэтому, зная об этом, люди доброй воли ни в коем случае не должны уходить от дел, а, наоборот, активизироваться!
Святой Петр, согласившись наконец на уговоры князя и духовенства, также отправился в Константинополь.
Противный ветер замедлил плавание Геронтия, а корабль, на котором находился Петр, попутный ветер в короткое время доставил к месту назначения.
Геронтию во время его затруднительного плавания было видение. Богоматерь со взятой им с собой из покоев усопшего митрополита иконы прорекла Геронтию, что митрополичий жезл, который он везет с собой, будет вручен не ему, а тому, кто написал сию икону.
Прибытие святого Петра в константинопольский собор Святой Софии сопровождало сильное благоухание, разлившееся по всему храму, а сияние его лица поразило патриарха и духовенство, которые усмотрели во всем этом знаки Божия благоволения.
Он был посвящен в сан митрополита, а прибывший к тому времени Геронтий вынужден был против своей воли поведать о видении, бывшем ему во время плавания.
Митрополит Петр перенес Русскую кафедру во Владимир и подолгу жил в Москве, которая была тогда небольшим селением. Он находился в духовном общении с князем Иваном Даниловичем Калитой, отличавшимся благочестием и милосердием. Известно, что прозвище «Калита» он получил за то, что всегда носил с собой «калиту» – мешок с деньгами, подавая неимущим щедрую милостыню.
Надо сказать, что архиерей, явно прилежащий к милосердию и благотворительности, всегда у всех вызывает активную симпатию и гасит раздуваемую бесами антиклерикальную злобу, которая во время эпидемий, как и всякая агрессивность, особенно обостряется. И в этом в том числе смысл не понимаемых некоторыми сборов Высокопреосвященных для закупки средств защиты, лекарств, аппаратов ИВЛ для больниц.
Святитель просил князя построить в Москве Успенский собор и предсказал, что, если это будет сделано, Москва станет столицей великого государства.
Иван Калита послушался тогда святительского совета, собор был воздвигнут. Митрополит Петр сам устроил там себе место погребения.
Мы видим, что начало возвышения Москвы было положено уроженцем Волыни, ставшим митрополитом по настоянию Галицкого князя, что непререкаемо свидетельствует об изначальном единстве и нераздельности Святой Руси; тогда еще не могло быть речи о разделении и тем более враждебности и о таких «антимоскальских» формированиях, как «Галичина».
Сила святых может быть и разящей, как меч
Митрополит Алексий МосковскийМитрополит Московский Алексий вместе с преподобным Сергием Радонежским, Игуменом земли Русской, тоже трудились над объединением русских княжеств вокруг первопрестольной Москвы, чтобы, преодолевая междоусобицу, увеличить мощь державы, способной противостать внешнему неприятелю для ограждения новых поколений христианского народа от иноверных влияний.
Помните, как святитель Алексий исцелил ханшу Тайдулу (о чем даже кино не так давно снимали)? Чему, как не, опять же, молитве, учит всех нас этот первосвятительский пример, когда на дворе эпидемия? Молитва и ограждает от заразы духовной и физической, и исцеляет. И даже сподвигает к проявлению благодарности тех, кто до этого восставал на нас.
Молитва и ограждает от заразы духовной и физической, и исцеляет. И сподвигает к проявлению благодарности тех, кто до этого восставал на нас
Со святителя Ионы начинается автокефалия Русской Церкви, когда впервые он, с благословения Константинополя, был избран и рукоположен исключительно отечественным русским духовенством.
Ибо в Константинополе тогда были большие нестроения. Император и патриарх, пытаясь найти защиту от магометан в Европе, были склонны присоединиться к Флорентийской унии. И даже ими были предприняты шаги к такому присоединению, вызвавшие в Греции сильный протест.
Митрополит Иона стал монахом очень рано – в 12-летнем возрасте; как и святитель Петр, он был пострижен в монастыре в Галичской земле. Потом пришел в Симонов монастырь в Москве.
Митрополит Фотий как-то посетил Симонов монастырь и в поварне увидел спящего еще юного Иону. Рука у него была согнута для благословения, и владыка предрек, что он будет великим святителем Русской земли и многих неверных обратит в Православие.
Что и произошло, когда Иона был рукоположен в Рязанского епископа. В его обширной епархии проживали финские языческие племена – мурома, мещера, мордва, и он много и успешно потрудился над их обращением в правую веру.
Благодаря своей усердной иноческой жизни, в которую он вступил еще в отроческом возрасте, святой Иона сподобился от Бога дара чудотворения, исцеления, предвидения будущего. Его слово было со властию и силой, которая иной раз была подобна разящему мечу, казнящему хулителей Духа Святаго, притеснителей слабых, вдов и сирот, клевещущих на беззащитных.
Чтобы суд и правда, угодные Богу, восторжествовали
Иногда такие проявления духовной власти нам представляются жестокими и безнравственными. Но вот сейчас нам явно не хватает такого, с одной стороны, прозорливого обличителя и, с другой стороны, могущественного наказателя неправды, коррупции, клеветы, как, например, святитель Иона, который мог, как мечем, словом казнить клеветников и мздоимцев и творить именно правый суд над развратителями и поработителями народа. Такой правый и скорый суд был бы, конечно, справедливее современного суда, когда сами судьи – часто коррумпированные мздоимцы, за деньги оправдывающие виновных и наказывающие неповинных. Тогда бы, видимо, и попущенные нам напасти отступали… Ибо Господь любит суд и правду посреде земли.
Святитель Иов возглавил противостояние польско-литовским захватчикам, обличал Лжедмитрия как самозванца
Митрополит Филипп, вопреки утверждениям богоборцев о том, что Церковь всегда была служанкой помещиков, капиталистов и монархов, продолжает древнюю традицию, восходящую еще к ветхозаветным пророкам, не останавливавшимся перед обличением сильных мира сего. Эта традиция была продолжена святым Предтечей и Крестителем Спаса Иоанном и вслед за ним христианскими епископами и пресвитерами, например другим Иоанном – Златоустым, которые в случае необходимости имели мужество быть пастырями добрыми, душу свою полагающими за овцы. Сказать правду властителям в защиту подвергающихся насилию и несправедливости, или обличить безнравственность правителей, подающих дурной пример подданным.
Патриархи Иов и Ермоген противились неправде и предательству Православия и пострадали в смутные времена Лжедмитрия и польской оккупации. Первый был насильственно лишен сана и умер в заточении, а второй героически отказывался употребить свой авторитет для прекращения освободительных боевых действий ополчения Минина и Пожарского против католической оккупации и был умерщвлен голодом.
Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и Всея Руси
«Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему даждь славу»
Эпоха следующего митрополита – Филарета – была, несомненно, светлой полосой в истории Русской Церкви. По окончании войны 1812 года он, в то время еще архимандрит, составил замечательное последование благодарственного молебна Господу за избавление России от Наполеона.
Царь и пророк Давид говорит: Не на лук мой уповаю, и меч мой не спасет мене (Пс. 43: 7); Но десница Твоя и мышца Твоя (Пс. 43: 4); Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу (Пс. 113: 9).
Святитель Московский ФиларетИменно этот, последний, стих Давидова псалма император Александр I повелел отчеканить на медали, выпущенной в 1812 году в память победы над Наполеоном.
Молебен, составленный святителем Филаретом, был вполне того же духа, что и упомянутые отчеканенные на памятной медали слова Псалмопевца: прежде всего надо было благодарить Бога. А не самих себя…
А мы только через 65 лет после окончания последней Отечественной войны вспомнили об этом… И Святейший Патриарх Кирилл на основе того благодарственного молебна 1812 года, составленного преосвященнейшим Филаретом Московским, составил текст благодарственного молебна Господу за избавление Отечества от гитлеровского нашествия.
Предстоятель нашей Церкви в 1945 году Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) не смог тогда распорядиться о церковном воздаянии славы Всевышнему за дарование победы. Хотя он был большим почитателем митрополита Филарета, был, несомненно, осведомлен о подобном деянии великого святителя и, скорее всего, был готов следовать его примеру. Однако дух времени не допустил тогда воздаяние благодарности Богу Иаковлю, поскольку у Него был такой «сильный» конкурент, как Иосиф Сталин, которому безраздельно должна была принадлежать всенародная благодарность…
Но, слава Богу, хотя бы через 65 лет после победы мы наконец догадались Бога поблагодарить… Благодарение от многих бед избавляет.
Почему стали исчезать села и деревни в богоборческие времена,
и чем это чревато
На лоне природы человеку куда как проще, чем в суетном загазованном мегаполисе, быть постоянно благодарным, наблюдая рассветы, закаты, красоту Божиего мира… Те, кто и сейчас оказались бы живущими на земле, самоизоляцию, разумеется, переносили бы куда легче. Весна – вышел в собственный сад, в огороде покопаться. Огражден своим заборчиком – кто тебе там что скажет?.. А москвичей спасали хотя бы дачи…
До того, как стать Московским митрополитом, владыка Филарет в сане архиепископа возглавлял Тверскую епархию.
И совершал богослужения не только в самой Твери, но и на других приходах своей епархии. Однажды его путь лежал мимо села, которое именовалось «Нехорошее». Обратившись к вознице, он в шутку сказал:
– А как ты мыслишь, Иван, может быть, и в этом селе – Нехорошем – найдутся хорошие люди?
– Вестимо, найдутся, владыко, – отвечал возница. – Иначе бы и село не стояло.
Вот такова народная мудрость: без праведника село не стоит. Если в нем не будет хотя бы одного праведника, оно исчезнет с лица земли.
И наше поколение было свидетелем тому, как исчезали с лица земли многие селения.
Ибо откуда берутся праведники? Сам по себе человек, своими силами при всем желании и старании исправлять себя не может. Это может происходить только с помощью Божией, с помощью церковных Таинств. Для этого необходимо храмовое богослужение. И можно буквально невооруженным глазом наблюдать: разрушили или осквернили храмы – и села и деревни вокруг них исчезли, сами по себе или были ликвидированы как «неперспективные».
Сгоняли в города: там легче насадить в массах безбожную идеологию, развратить, а уже в наши дни – поработить офисной «диктатуре»
Так людей и сгоняли в города – там легче было насадить в массах безбожную идеологию, развратить, а уже в наши дни поработить и офисной «диктатуре»…
Благочестивых тружеников раскулачивали и ссылали в отдаленные места. Остальные, руками которых это осуществлялось, – использовалась зависть, лежавшая в основе так называемой «классовой вражды», – становились колхозниками; в конце концов их труд перестали оплачивать. Потом стали вырубать сады, уничтожать скот из-за больших налогов.
Люди, лишенные духовной жизни, спивались, вырождались.
Самые жизнеспособные потом и сами старались сбежать в города.
Нужны праведники, «удерживающие теперь»
Святитель Филарет и сам был из числа праведников, которыми земля держится. Он пользовался высочайшим нравственным авторитетом, был как бы первым среди равных и по достоинству занимал кафедру в первопрестольной столице. И его, в период синодального правления, как бы почитали за патриарха. Он принимал у себя архиереев других епархий, которые съезжались к нему для совета в делах церковного управления.
Это был пастырь добрый, полагавший душу свою за овцы, и его поступки, как и в случае митрополита Филиппа, опровергали ходячее мнение богоборцев о Церкви.
Достаточно вспомнить, как он повторил подвиг святителя Митрофана Воронежского, отказавшегося освящать вновь построенные царем палаты и парк, украшенные статуями обнаженных языческих богов. Так и святитель Филарет отказался освящать триумфальную арку, сооруженную по инициативе императора Николая I в честь победы над Наполеоном. Эта арка также была украшена подобными нечестивыми и нецеломудренными изображениями.
Для владыки Филарета так же, как и для святителя Митрофана Воронежского, важнее собственного благополучия было оградить народ от нечестивых и нецеломудренных нравов, и он также предпочел поставить под удар себя, навлечь на себя царский гнев, но не уступить насаждению нечестия и разврата.
Он, как и святой Митрофан Воронежский, знал, к чему ведут эти, казалось бы, невинные увеселения и торжества и чем это может кончиться – именно современным торжеством идеала содомского.
И вот в наше время мы наблюдаем явление, подобное тому, которое имело место в Синайской пустыне, когда истреблялся народ израильский за уклонение в нечестие и разврат. После 70-летнего тотального искоренения Православия из всех сфер общественной жизни, как говорится в псалмах, семя нечестивых потребляется (Пс. 36: 28). От алкоголя и наркотиков, от абортов и противозачаточных средств, от замены нормального брака противоестественным сожительством, от суицидов, от вооруженных конфликтов и терактов, в транспортных катастрофах, в бандитских разборках, от аварий на производстве, не говоря уже о стихийных бедствиях, эпидемиях и т.д. и т.п.
Каждый год коренное население России уменьшается на 1 миллион человек.
И нам опять нужны праведники, удерживающие теперь (см.: 2 Сол. 2: 7), – эта соль земли, которая способна сохранить землю от разложения.
Слез и крови жаждут адепты секспросвета и прочих нововведений
Вообще святитель Филарет, монархист и государственник, и в других случаях, когда следовало предпочесть требованиям земного царя заповеди Царя Небесного, не останавливался перед риском навлечь на себя монаршее неудовольствие. Так, например, когда император по просьбе придворных дам, тяготившихся длительностью церковного богослужения, обратился к нему с вопросом, можно ли несколько его сократить, святитель ответил: можно, если не поминать многочисленную императорскую фамилию…
Забота святителя Филарета о нравственном состоянии общества побуждала его к таким шагам, как инициатива в вопросе перевода Библии на русский язык, составление катехизиса.
Он следил за современной ему литературой, любил творчество А.С. Пушкина и позаботился о его душевном здравии, как, впрочем, и о душевном здравии его читателей, когда счел уместным поправить поэта после публикации его стихотворения «Дар напрасный, дар случайный…».
Его заботили разрушительные в духовном отношении тенденции богоборчества в европейской культуре и «просвещении», ведущие к становлению «вавилонской» цивилизации Апокалипсиса.
В своем толковании на эту последнюю книгу Нового Завета он пишет:
«Воздержание ума почитается у людей наименьшей обязанностью. Жажда познания, без дальнейшего рассмотрения, приемлется не только за естественное и невинное, но даже за благородное чувствование. И как роскошь чувственная оказывает какое-то уважение ум помрачающему вину, в сравнении с очищающею оный водою, так нередко роскошь ума с пренебрежением проходит мимо чистых источников Израилевых и с жадностью принимает из рук любодейцы Вавилонской, ложной мудрости мира, чашу, из которой сия от вина ярости любодеяния своего напоевает вся языки (XIV, 8). Наше время видело и, не к блаженству своему, кажется, видит жаждущих так называемого просвещения, которое из чаши сей пьет вино сперва духовного любодеяния, приемлет учение, которое приводит в забвение священные отношения человека к Богу, и вводит противное чистому закону нерастленного ума смешение истины с ложью, зла с добром, нравственности со страстями, духовного с чувственным; потом пьет вино любодеяния уже чувственного, поелику от нечистых понятий естественно происходят нечистые чувствования, и растленное учение сопровождается развратною жизнию; и в некоторых, наконец, сие вино любодеяния, в высшей степени упоения превращается в вино ярости, поелику обуявшие от ложного просвещения, подобно пьяным, не любят быть в покое, но с мечтательною мыслию преобразования все хотят испровергнуть и разрушить, и нездравую жажду просвещения, от неестественного пития превратившуюся у них в другую, еще более неистовую жажду – быть просветителями, не умеют угасить иначе, как слезами с кровию людей и народов».
Верх этого новейшего «просвещения» – ознакомление маленьких детей с сексуальными играми, о чем пророчествовал еще Хаксли в своей книге «The Brave New World».
Митрополит Московский Иннокентий также в свое время много потрудился на миссионерском поприще, обращая в правую веру население обширных пространств, на которые распространилась Русская земля, и за ее пределами.
При эскалации агрессии, как ныне в коронавирус, следует прежде всего соблюсти заповедь о любви к врагам
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси
И, наконец, о том, кто замыкает этот перечень Московских святителей.
Прославление святителя Тихона состоялось в день памяти святаго апостола Иоанна Богослова. Как сказал в своей проповеди архимандрит Иоанн (Крестьянкин), это не было случайностью, ибо святитель Тихон – того же духа, что и апостол Любви, – Духа, Которого в наше немирное время так не хватает.
Именно по инициативе святителя Тихона было установлено совершать празднество всем святым, в земли Российстей просиявшим. Он, возглавивший сонм Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, сам сегодня в центре чаяний и надежд тех, кто возносит молитвы отечественным святым о своем земном Отечестве.
Он стал первым Патриархом Всероссийским после 200-летнего синодального периода. Это произошло в те дни, когда только что пришли к власти богоборцы-большевики, и об этом все время напоминали пушечные залпы, поскольку обстреливали Кремль. И именно это обстоятельство положило конец сомнениям и спорам: большинству участников Собора стало ясно, что при такой угрозе Православию и Церкви единовластие становится просто необходимым.
И вот, большинством голосов было выбрано три кандидата-архиерея: Антоний (Храповицкий), архиепископ Харьковский; Арсений (Стадницкий), архиепископ Новгородский; Тихон (Белавин), митрополит Московский. Первого называли самым умным, второго – самым строгим, а смиренного Тихона – самым добрым.
И когда 5 ноября, по церковному стилю, 1917 года иеросхимонах Алексий из Зосимовой Пустыни после долгой молитвы перед Владимирской иконой Божией Матери в храме Христа Спасителя вынул жребий патриаршего служения, то оказалось, что он пал на «самого доброго»…
Многие помнят, как вскоре после возобновления нашей Донской обители в 1991 году был пожар в Малом соборе, в котором находилась могила патриарха Тихона с надгробием. После этого долго не удавалось начать ремонт, и возникла идея воспользоваться временем и попытаться обрести мощи святителя. Первый постриженик нашей возобновленной обители отец Тихон (Шевкунов), по инициативе которого, с благословения Святейшего Патриарха Алексия II, эти мощи были обретены, сделал такое открытие: поджог произошел как раз в день избрания святителя Тихона на патриаршество. Злоумышленники желали нанести вред, а это было, оказывается, промыслительно…
Только «самый добрый» Первосвятитель мог сохранить Церковь в ту страшную пору
Сам Бог, Матерь Божия, Которая приняла лишенную монарха Россию под Свой державный Омофор, избрали для Русской Церкви самого доброго патриарха. Только такой Первосвятитель мог сохранить Церковь в ту страшную пору.
«Самый умный» из кандидатов – владыка Антоний (Храповицкий) – впоследствии в кругу близких ему людей, по словам некоторых свидетелей, признавался, что он, сделавшись патриархом, занял бы более жесткую позицию. Которая могла бы привести к более крутым ответным мерам со стороны большевиков по отношению к Церкви, чреватым для нее гибельными последствиями.
В посвященном святителю Тихону акафисте сказано: «обилием любви он мир удивил». Он провозгласил парадоксальную христианскую позицию: именно во время братоубийственной бойни следует прежде всего соблюсти заповедь о любви к врагам.
История свидетельствует, что и во время эпидемий градус агрессивности и подозрительности также повышается, и поэтому упомянутая позиция святителя Тихона становится актуальной и в наши дни.
Так и нынешняя эпидемия сама становится поводом для раздоров, предметом ожесточенных пререканий между верующими и неверующими в коронавирус. Господь попустил провокатору сатане сделать так, что в одних местностях это поветрие собирает обильную жатву смерти, а в других никого особо не трогает, несмотря даже на несоблюдение «социальной дистанции»…
Любовь к врагам в действии
Почему нам сегодня особенно необходимо копить в сердцах своих благодать
Святитель Тихон говорил, что не должно быть ненависти и мщения. Призывал верных: «Чадца, не сходите с пути крестнаго, низпосланнаго нам Богом». Не благословил Белое движение и отлучил от церковного общения всех принимавших участие в братоубийстве – как красных, так и белых… Молился и за народ Божий, и за гонителей – об их обращении и покаянии.
Молился и за народ Божий, и за гонителей – об их обращении и покаянии
Он обличал новую богоборческую власть. Но, жалея народ Божий и молясь за него, он молился и о спасении душ гонителей. Он молился за всех – и за младенцев, которые лишены крещения, и за старцев, лишенных христианского напутствия и погребения, и за юношей и дев, совращаемых в блуд, поскольку нет Таинства брака, за весь народ Божий, лишенный спасительных церковных Таинств и – самое главное – Причастия. И в конце этой молитвы за народ он присовокупляет и прошение за гонителей, которые все это натворили, чтобы Господь не погубил их окончательно, но чтобы, если возможно, обратил их к Себе, чтобы они остаток дней провели в истинном покаянии.
И, может быть, самый яркий пример действенности этой молитвы о гонителях – покаяние Е.А. Тучкова, который возглавлял отдел ЧК, задачей коего было уничтожение Церкви как социального института. Именно он причинял Святейшему Тихону самые тяжелые нравственные мучения своими частыми изнурительными допросами. Известна запись о нем рукой патриарха: «Вот придет ко мне некто в сером и будет меня мучить…» Понятно, что из всех гонителей именно о Тучкове, который непосредственно досаждал лично патриарху, – именно о нем, по логике истинного христианства, больше всего должен был молиться Святейший… И вот, перед смертью от тяжелейшего рака Тучков более 2,5 часов исповедовался Патриарху Алексию I, о чем рассказано в кинофильме «ВЧК против Патриарха Тихона». Шел уже 1957 год. Все коллеги Тучкова, по логике революции, пожирающей своих творцов, к тому времени были уже уничтожены, а он, видимо, по молитвам Святейшего и своих верующих сродников, продолжал оставаться в живых, созревая для покаяния…
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси Другой пример: во время «домашнего ареста» святителя Тихона в Донском монастыре две девушки, чекистки, сменявшие друг друга, были приставлены от ГПУ для наблюдения за святителем Тихоном. Они должны были следить, чтобы он «соблюдал дисциплину» и не нарушал правил пребывания под стражей. Одна из них была из дворян, а другая – из простых. Так вот та, которая из простых, спрашивает у своей подруги:
– Почему он с такой добротой и сердечностью к нам относится? Ведь мы – его враги.
– Это он исполняет евангельскую заповедь о любви к врагам, – объясняет ей та, что из дворян…
Святитель Тихон взошел на крест патриаршего служения в лихие дни богоборческого пленения России. И он полностью отдавал себе отчет в том, что его ожидают не слава и почести, воздаваемые архиерею, но именно крест.
Первыми его словами были:
«Весть об избрании меня в патриархи является для меня тем свитком, на котором написано: “плач, и стон, и горе”. И каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль»…
Господь сказал о последних, антихристовых временах перед концом света: От умножения беззаконий оскудеет любовь многих (Мф. 24: 12); и: Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле (Лк. 18: 8).
Оскудеет любовь, а это значит, что благодать Божия уйдет из сердец человеческих – именно спасительная благодать, которая спасает. По слову преподобного Серафима Саровского, стяжание, накопление благодати – Божественной энергии – есть цель христианской жизни, потому что именно изобильная благодать, накапливающаяся в сердце, доставляет человеку спасение, Царство Небесное внутрь нас. Это именно – возвращение Бога в сердце человеческое, возвращение потерянного рая. А оскудение благодати означает оставление Богом человека, лишение его этой Блаженной Вечности.
И именно в моменты всеобщего взаимного ожесточения – что нагнетается и сейчас, особенно опять при новой волне ковида, – возрастает опасность этого оскудения любви, а вместе с ней и спасительной благодати в сердцах человеческих.
Стояние за чистоту Православия не должно принимать
ожесточенную форму зилотства
Во-первых, иерархи должны, следуя примеру прославленных Московских святителей, заботившихся о чистоте Православия, соблюдать сугубую осторожность из опасения своими словами и шагами спровоцировать эту ревность не по разуму, которую склонны проявить многие члены Церкви.
Из истории христианства мы знаем, что она была свойственна уже апостолам. Так, Иоанн Богослов, который был любимейшим учеником Господа Иисуса и, со своей стороны, безотчетно и горячо преданным своему Божественному Учителю, однажды вместе со своим братом Иаковом – эти «сыны Громовы» – вызвались свести огонь с неба, как и Илия сотворил, чтобы наказать самарян за то, что они отказали в гостеприимстве их Божественному Учителю, поскольку Его лице бе грядый во Иерусалим. Тогда еще Учитель сказал им: Не знаете, какого вы Духа. Ибо Сын Человеческий пришел не для того, чтобы губить души человеческие, но чтобы их спасать (Лк. 9: 55–56).
Святители Московские и всея России чудотворцы
Любовь и беззаветная преданность Учителю были таковы, что каждое Его слово тут же беспрекословно принималось юношей, ложилось на сердце и постепенно изменяло его существо; из непримиримого, можно даже сказать – ожесточенного, ревнителя он превращался в апостола Любви.
И сегодня Церковь объединяет людей разного «духовного возраста». И многие молодые в духовном смысле не знают, какого они Духа, но ведут себя так, как сыны Громовы, пожелавшие испепелить самарян небесным огнем. Пришедшие же в совершенный духовный возраст исполняют заповедь о любви к врагам и являют миру благой лик Православия, то есть именно знают, какого они Духа, и являют его – Дух, цель Которого не губить человеческие души, но спасать их.
Заслуживает только сожаления тот факт, что мир более склонен судить о Православии по тому ожесточенному и озлобленному лику, который являют именно младенствующие духом ревнители не по разуму. И получается – ради вас имя Божие хулится у язычников (Рим. 2: 24).
К сожалению, проявления такого ожесточенного зилотства, отталкивающего внешних от спасительного Православия, мы видим, например, на Среднем Урале. И желаем старцам, младенствующим духом, отдавая должное их добрым делам, поскорее достичь совершенного духовного возраста, который не отталкивает, но привлекает к спасительному Православию его нынешних противников.
И то, что сказано Господом о последних, антихристовых временах, относится и к тем временам умножения беззаконий, и вследствие этого – всеобщего взаимного озлобления, которые можно назвать репетициями пришествия антихриста, когда время от времени приходят предтечи антихриста, о которых святой апостол Иоанн Богослов говорил, что есть много антихристов. Были они и в начале XX века – во времена святителя Тихона, есть они и сейчас…
И вот поэтому, повторимся, нам нужны: праведники, стремящиеся жить по заповедям Христовым, привлекающие благодать Божию, «удерживающие теперь», – а это зависит от каждого из нас.