Солдат сирийской армии молится Пресвятой Богородице перед боем
Из-за многовековой экспансии исламских государств Сирия воспринимается нами как исламская земля, имеющая лишь незначительную, уже канувшую в лету связь с христианством. Однако это, безусловно, не так: множество святых, которым – или словами которых – ежедневно молятся православные христиане по всему миру, так или иначе связаны с Сирией. Сегодня мы рады рассказать вам о восьмерых носителях этого живого Предания Церкви, роднящих нас с сирийскими городами, монастырями и храмами.
Икона великих святых Антиохийской Православной Церкви
Святой первоверховный апостол Павел († 64–67)
Апостол Павел. Фреска из пещеры свв. Павла и Феклы
Несмотря на то, что Савл из Тарса был, по собственному его признанию, «фарисеем, сыном фарисея» (Деян. 23: 6), его путь в древний Дамаск начался с согласия с ненавистными ему саддукеями; возглавив гонения против еретиков, молодой книжник, наверняка, счел необходимым поставить сохранение Закона Моисея выше внутренних разногласий иудейских партий. Сопровождаемый охраной Первосвященника, Савл, полный ненависти к последователям Распятого, покинул Иерусалим, чтобы вернуться обратно апостолом. Апостолом язычников.
Хотя источники не сохранили для нас названия места, где будущий мученик за Христа услышал первые слова своего Спасителя (см.: Деян. 9: 1–7; 22: 1–16; 26: 9–18), церковное Предание позаботилось о том, чтобы даже стоянки (макамат) Павла остались в памяти последующих поколений христиан; одна из таких стоянок располагается к югу от сирийской столицы, в районе ат-Таббала. На самом же месте призвания апостола, в 18 километрах от Дамаска стоит православный ставропигиальный монастырь Видения, что в Джедидат-Артуз, возрожденный Антиохийской Церковью в 1962 году.
Сам Дамаск, куда 20 веков назад спутники привели ослепленного Савла, помнит как его купель в доме апостола от семидесяти Анании, так и башню, через которую корзина с преображенным гонителем была спущена к подножию стен цитадели. Современные паломники без труда отыщут оба этих места в древней части города: первое из них известно как церковь святого Анании, что в Баб-Тома, второе именуется башней Баб-Кисан.
Святой апостол и евангелист Лука († 80-е гг.)
Верный сподвижник апостола Павла, апостол от семидесяти, врач, живописец и евангелист Лука тоже связан с Сирией: именно на сирийском побережье первый в истории христианства иконописец, по преданию, написал образ Пресвятой Богородицы. Эта икона хранилась в храме, освященном в честь Святой Девы, Которую, в свою очередь, особо чтили и чтят до сих пор местные жители.
Святая равноапостольная Фекла, первомученица (пер. пол. II в.)
Св. Фекла. Фреска из пещеры свв. Павла и Феклы
Одной из обращенных апостолом Павлом мучениц первых веков была и Фекла Иконийская. Вдохновленная проповедью апостола, знатная Фекла, вопреки воле родителей, разорвала свою помолвку, изъявив твердое желание идти за своим учителем дальше для проповеди Благой Вести. Чудом избежав смерти на костре, девушка последовала за апостолами Павлом и Ананией и дошла с ними до Антиохии, где и провела большую часть своей жизни. Почила святая Фекла в пещере у горы Каламон, вокруг которой, впоследствии, возник монастырь, несущий имя первомученицы.
Как и многие другие святыни Сирии, боевиками-исламистами в 2013 году была осквернена пещера равноапостольной, при этом 13 монахинь, постриженных с произнесением имени святой, были похищены захватчиками. Лишь спустя 100 дней насельницы монастыря вместе со своей игуменией Пелагией (Сайяф) вернулись в обитель своей небесной покровительницы.
Святой Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский († 107)
Хотя святитель Игнатий и не увидел Христа во плоти[1], он, несомненно, был современником апостолов Иоанна, Павла и Петра; именно место последнего святитель занял, заступив на Антиохийскую кафедру. Родившийся в Антиохии, святой Игнатий всю жизнь провел на родной сирийской земле, покинув ее лишь для последнего своего подвига – подвига мученичества: в 107 году второй антиохийский епископ, проповедовавший на протяжении всего пути в Рим, был отдан гонителями на съедение диким зверям[2].
Ученик «апостола любви» Иоанна, святитель Игнатий был, безо всякого сомнения, «апостолом единства». Призывая всю полноту Церкви, клириков и мирян, к «созвучию любви», Богоносец подчеркивал важность общности как единственно возможного принципа существования человека с Богом и в Боге. «В самом деле, если я в короткое время возымел такое дружество с вашим епископом – не человеческое, а духовное, то сколько, думаю, блаженные вы, которые соединены с ним так же, как Церковь с Иисусом Христом, и как Иисус Христос с Отцом, дабы всё было согласно чрез единение. Никто да не обольщается! Кто не внутри жертвенника, тот лишает себя хлеба Божиего. Если молитва двоих имеет великую силу, то сколько сильнее молитва епископа и целой Церкви?» – восклицал святитель[3].
Святой великомученик Георгий Победоносец († 303–304)
Святой Георгий на воротах церкви в Рас-аль-Айн на северо-востоке Сирии
Дорогой сердцу каждого россиянина лик святого Георгия, знакомый славянским народам со Средневековья, был известен сирийцам еще во времена поздней античности: родиной святого Георгия была библейская Лидда, близкая каждому сирийцу и географически, и духовно, тогда как путь службы великомученика, приведший его в Никомидию, наверняка пролегал через Сирию. Неслучайно частица мощей Победоносца (а именно – его большой палец) хранится сегодня в одной из церквей Кафрбахма, находящегося неподалеку от города Хама.
Святой преподобный Ефрем Сирин († 373)
Успение преподобного Ефрема Сирина. Греция, XV век
Особую связь с русской культурой сохранил преподобный Ефрем – любимый церковный писатель святого Серафима Вырицкого. Без его молитвы немыслим сам Великий пост, а без ее знаменитого поэтического переложения – творчество А.С. Пушкина. Будучи выдающимся интеллектуалом и подвижником своего времени, Ефрем Сирин соединил в своем наследии «эллинскую мудрость» и квинтэссенцию своего аскетического опыта. «Какое необычайное чудо! Кто имеет нелицемерную любовь, тот исполняет весь закон; потому что “исполнение… закона любы есть”, как говорит апостол (Рим. 13: 10). О, несравненная сила любви! О, неизмеримая сила любви! Ничего нет драгоценнее любви ни на небе, ни на земле. Посему апостол Павел, уча, что нет ничего равноценного любви, так написал и послал во все концы вселенной: “Ни единому же ничимже должни бывайте, братия, точию еже любити друг друга, и полагати души друг за друга” (Рим. 13: 8). Такова любовь – возглавление всех добродетелей; любовь – исполнение закона, любовь – непреложное спасение. Она первоначально обитала в сердце Авелевом. Она была кормчим Ною; она содействовала патриархам. Она сохранила Моисея; она соделала Давида жилищем Святого Духа; она водворялась в пророках; она укрепила Иова. И почему не сказать важнейшего? – Она Сына Божия низвела к нам с неба», – писал святой отец, проповедуя ученикам основу любого духовного делания христианина[4].
Большую часть своих творений подвижник написал в сирийском городе Низибия (совр. Нусайбин), располагающемся сегодня на сирийско-турецкой границе. Именно там будущий богослов обучался у святого Иакова, имя которого носят нусайбинские храмы, чтобы потом служить диаконом при его преемниках – епископах Бабе, Вальгаше и Аврааме. Подвергавшийся постоянным набегам персов родной город Ефрема встречается и в его трудах: в частности, памятуя о затоплении окраин города после очередной осады, преподобный сравнивал Низибию с Ноевым Ковчегом[5].
Святой преподобный Симеон Столпник († 459)
Преподобный Симеон Столпник
Чтение Нагорной проповеди Спасителя в корне изменило жизнь восемнадцатилетнего юноши Симеона, загоревшегося желанием уйти из мира ради духовного подвига. Вскоре после принятия Симеона в монастырь братия начала жаловаться игумену обители на удивительное усердие молодого монаха, изнурявшего себя всяческими видами труда и лишений, что и привело в конечном счете к уходу последнего из монастыря. Поселившийся на дне колодца преподобный мог неделями не притрагиваться к пище и воде, что было неоднократно засвидетельствовано многими его современниками. В 420-х годах Симеон избирает для себя новый вид подвига, до тех пор неизвестный в монашеской практике: святой уединяется на вершине каменного столба, где проводит дни и ночи в молитве и назидании притекающего к нему народа; среди многочисленных верующих, посещавших подвижника, был даже сам император Маркиан, созвавший в Халкидоне IV Вселенский собор.
Место подвига Симеона известно стараниями его последователей, которые около 490 года построили там церковь и монастырь, освященные во имя преподобного. Будучи прекрасной цитаделью, «крепость Симеона» («Калʻат Самʻан») сыграла свою особую роль в истории города Алеппо, неподалеку от которого она находилась.
Святой преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 753)
Преподобный Иоанн Дамаскин
Страхом к Тебе, яко рабыня, смерть
повелена приступи, Владыце живота,
Тою подающему нам
безконечный живот и воскресение
(Канон воскресный. Глас 6-й. Песнь 1)
Воскресной песнью преподобного Иоанна из Дамаска христиане всего мира встречают святейший день недельного богослужебного круга. Творец многочисленных акафистов, канонов, гимнов, религиозно-философских трактатов и, наконец, вершины догматической мысли Православия – энциклопедического «Точного изложения православной веры», – Иоанн вошел в историю как величайший подвижник и поборник благочестия.
Мансур (таково его имя до принятия монашества) родился в Дамаске около 675 года, в семье великого логофета Сарджуна ат-Таглиби. Как и отец, юноша, изучив точные науки, стал придворным логофетом халифа. По преданию, после клеветы императора Льва III на богослова, выступавшего в защиту иконопочитания, халиф освободил Мансура от занимаемой должности и отсек ему руку; но, по молитвам Богородицы, рука приросла обратно за одну ночь. Благодарный за исцеление, преподобный приложил к иконе Пресвятой Девы серебряную руку, что привело к возникновению образа «Троеручица».
Спустя десятилетия, проведенные Мансуром в столице, он отправился в Иерусалим, где принял постриг с именем Иоанн в монастыре святого Саввы Освященного. Прожив остаток жизни в обители, святой отец почил около 753 года, анафематствованный Иконоборческим собором, и лишь после VII Вселенского Собора имя преподобного было очищено от клеветы еретиков. В полемическом русле, заложенном святым Иоанном, развивалась как мусульманская, так и христианская мысль Средних веков, а т.н. «Иоаннова рука» повсеместно использовалась для расчета даты празднования Пасхи христианами Африки, Европы и Азии.