Здесь будут размещаться Бонусы рублевые, долларовые и др. Перемещен раздел для более легкого размещения бонусов и возможности писать посетителям отзывы
Так называют территории с особым юридическим статусом и условиями для компаний. Тем, кто там зарегистрирован, государство дает разные льготы — например, налоговые, таможенные или административные. В России закон о создании особых экономических зон (их еще называют СЭЗ, то есть свободные экономические зоны) приняли в 2005 году. С тех пор таких зон становится все больше. В этих карточках, которые мы написали вместе с управляющей компанией ОЭЗ «Центр», разбираемся, зачем государству подобные территории и в чем их особенности
А где эти зоны находятся?
Большинство расположены в центральной и южной частях страны, но не только. Например, ОЭЗ есть в Томской области и в Бурятии. Недавно Совет Федерации предложил открыть новую ОЭЗ в Арктике. Всего в России таких зон 36 — и их будет все больше, потому что регионы могут создавать их самостоятельно по прописанным в законе правилам с одобрения федерального правительства. Так, в декабре 2018 года по инициативе правительства в Воронежской области появилась ОЭЗ «Центр».
То есть это какая-то российская придумка?
Нет. Такие зоны есть и в других странах (например, в Китае, Малайзии, Сингапуре), но там они могут называться иначе. Знаменитый белорусский IT-сектор вырос как раз в одной из таких зон — так называемом Парке высоких технологий. Ее главная фишка — обширные налоговые льготы для резидентов. Офшорные юрисдикции тоже в каком-то смысле особые экономические зоны: они предлагают низкие налоговые ставки, которые приводят в страну иностранный капитал.
А России все это зачем?
Так государство борется с оттоком денег за границу. Стране выгоднее, чтобы компания платила налоги в России (пусть сниженные), а не развивала бизнес за рубежом и не платила вообще ничего. А еще в зарегистрированные в ОЭЗ компании могут на выгодных условиях инвестировать иностранцы. Это тоже способствует притоку капитала в Россию.
Понятно, стране это выгодно. А в чем выгода бизнесменов?
Бизнес получает льготы. Какие — зависит от конкретной территории. Льготы могут различаться от одной особой экономической зоны к другой, но основные выглядят так:
Налог на прибыль от 0 до 15,5% — против стандартных 20%
Налог на имущество организаций 0% — вместо 2,2%
Земельный налог 0% — вместо 1,5%
Транспортный налог 0 рублей — вместо 1–500 рублей за лошадиную силу
Также ОЭЗ работают в режиме беспошлинных таможенных зон: туда можно ввозить оборудование, сырье и материалы и экспортировать произведенные товары, не уплачивая пошлины. Еще один бонус — землю в ОЭЗ можно купить за 1–30% от кадастровой стоимости, а не за полную рыночную.
У ОЭЗ «Центр» льготы такие: в первые пять лет налог на прибыль составляет 2%, затем еще пять лет — 7%, а потом — 15,5% бессрочно. Компании освобождаются от налога на имущество и транспортного налога на 10 лет, а от земельного налога — на 5 лет. Экспортная продукция освобождается от НДС и таможенных платежей в соответствии с режимом свободной таможенной зоны.
И что, любая компания может попасть в ОЭЗ?
Скорее да, чем нет. Зон много, у всех своя специализация, так что каждая компания сможет найти что-то подходящее. В особых зонах, по данным Минэкономразвития, уже зарегистрировано более 1300 юрлиц. Все территории с особым статусом делятся на четыре группы — по видам деятельности компаний, которые они готовы принять:
Промышленно-производственного типа. Их резидентами могут быть только компании, которые занимаются промышленным производством, внедрением технологий или логистикой. Есть минимальный порог капитальных вложений — 120 млн рублей. Таких зон больше всего, они есть и в Центральной России, и на Урале — например, в Свердловской области.
Технико-внедренческого типа. Резидентом может быть и компания, и ИП. В них принимаются компании с теми же видами деятельности, что и в ОЭЗ промышленно-производственного типа. Минимального порога инвестиций нет. Пример таких зон — «Иннополис» в Татарстане или «Технополис» в Москве.
Туристско-рекреационного типа. На их территории могут зарегистрировать компании и ИП, а минимальный порог инвестиций не установлен. Направления деятельности понятны из названия: туризм и отдых. Несложно догадаться, что такие ОЭЗ существуют, например, на Алтае и на Кавказе.
Портового типа. В них принимают компании с как минимум 120 млн капитальных вложений. Компаниям разрешена портовая деятельность, в том числе складирование товаров, и промпроизводство. Портовые ОЭЗ есть в Ульяновской и Астраханской областях.
А еще у каждой зоны есть свой профиль. Например, в Липецке она специализируется на бытовой технике и медоборудовании, а в Ступино — на одежде и продуктах. Есть и менее формализованная специфика, которая влияет на выбор резидентов: у всех зон разная транспортная доступность, стоимость участков и помещений.
ОЭЗ «Центр» — это территория промышленно-производственного типа. Ее специализация — это атомная, радиоэлектронная, космическая и химическая (для производства продуктов питания) промышленности. Также сюда могут переехать компании, которые производят стройматериалы, занимаются машиностроением или металлообработкой.
То есть единственное условие — чтобы бизнес подходил по профилю?
Не только. У разных зон разные условия входа: у зон промышленно-производственного и портового типа есть минимальный порог входа. Нужно вложить в бизнес не менее 120 миллионов рублей (за исключением нематериальных активов), из которых 40 миллионов рублей — в первые три года. У зон туристско-рекреационного и технико-внедренческого типа таких требований нет.
Если хочется воспользоваться привилегиями особой экономической зоны, придется туда переехать?
Зависит от того, как устроен бизнес. По закону у компании-резидента ОЭЗ не может быть филиалов или представительств за пределами этой территории. Так что если бизнес — это производство, оно действительно должно быть расположено на территории ОЭЗ. Но если речь, например, об индивидуальном предпринимателе с несколькими сотрудниками, который занимается разработкой приложений на удаленке, переезжать совсем не обязательно.
Звучит заманчиво! И что, совсем никаких рисков?
Все те же, что и для бизнеса в России в целом. Плюс одни зоны существуют давно, у них есть развитая инфраструктура для жизни. Другие только-только появились, и им еще предстоит ее наладить. Поэтому и риски, и привилегии нужно оценивать индивидуально для каждой компании.