Германия начала свое председательство в Евросоюзе. Государства-члены ЕС председательствуют в Евросоюзе в течение шести месяцев по очереди; председательство Германии продлится до конца 2020 года. Кроме того, начинается полуторагодовалый цикл, когда Германия, Португалия и Словения будут работать над общей программой.
Цель Германии на следующие полгода — обеспечить экономическую стабильность и восстановление после пандемии коронавируса. Но некоторые из предложенных мер – налог на финансовые операции и минимальный действующий налог – не связаны с пандемией, тем не менее Германия планирует их разрабатывать и продвигать на уровне ЕС. Обе меры будут препятствовать накоплению капитала в ЕС и тем самым будут тормозить экономический рост.
Налог на финансовые операции
Этот налог взимается при торговле финансовыми инструментами типа акций, облигаций и деривативов. Процент от стоимости актива платится в виде налога при покупке/продаже. Например, если инвестор продает актив стоимостью 1 тыс долларов, при ставке налога на финансовые операции в размере 0,1% он заплатит 1 доллар. Обычно налог на финансовые операции взимается с избранных финансовых инструментов, и ставка часто зависит от типа актива.
Впервые предложение ввести налог на финансовые операции поступило в 2011 году. Тогда предлагалось взимать 0,1% с торговли акциями и облигациями и 0,01% – деривативами. По данным статистики, налог должен был приносить 64 млрд долларов ежегодно. Однако, на уровне ЕС его не приняли.
Шесть государств ЕС ввели налог на финансовые операции, и еще десять (включая Германию) с 2013 года ведут переговоры о том, чтобы ввести налог на всей территории Евросоюза.
Страна — Ставка
Бельгия 0,12% – 1,32%*
Финляндия 1,6% – 2,0%
Франция 0,01% – 0,3%
Ирландия 1%
Италия 0,02% – 0,20%
Польша 1%*Самая низкая ставка в Бельгии выросла с 0,09% до 0,12%; подробнее читайте в документе «Бельгия — другие налоги» с изменениями от 1 июля 2019 года, http://taxsummaries.pwc.com/ID/Belgium-Individual-Other-taxes.
Источники: BNY Mellon, «Глобальная оценка налога на финансовые операции» от 2018 года, https://www.bnymellon.com/emea/en/_locale-assets/pdf/our-thinking/tax-and-regulatory-client-forum-2019/global-view-of-financial-transaction-taxes.pdf; и Deloitte, «Руководство по налогообложению: ключевые аспекты» от 2020 года, https://dits.deloitte.com/#TaxGuides.Налог на финансовые операции принесет значительный доход, но, вместе с тем, на рынке ценных бумаг произойдут серьезные изменения. Стоимость операций возрастет, объем торговли упадет, ценность активов снизится. В связи с этим возникают сомнения, удастся ли обеспечить ожидаемый уровень дохода.
Единый налог на финансовые операции в ЕС будет препятствовать накоплению капитала и вынудит трейдеров искать рынки с более низкими операционными затратами.
Минимальный действующий налог
Организация Экономического Сотрудничества и Развития в прошлом году начала переговоры о введении глобального минимального налога. Общая идея состоит в том, чтобы установить минимальную действующую налоговую ставку, которая позволила бы странам облагать налогом разницу между ставкой, уплачиваемой в одной стране, и минимальной.
Пример в контексте ЕС: налоговая ставка на прибыль предприятий в Венгрии составляет 9%, тогда французское дочернее предприятие платит налог в размере 9% в Венгрии, и Франция может взимать разницу между этой ставкой и минимальной (если предположить, что минимальная ставка выше 9%).
Но существует ряд сложностей с введением минимальной действующей налоговой ставки. Ставка на прибыль предприятий может быть косвенным показателем, но в государствах ЕС есть нормативно-правовые документы, которые влияют на действующую налоговую ставку каждого отдельно взятого предприятия. Существуют различные правила учета убытков, амортизации основных средств, а также преференции типа патентных боксов и льгот на исследования и разработки, которые влияют на действующую налоговую ставку предприятия.
В Эстонии и Латвии действует система налогообложения выведенного капитала и ставка 20%, которая относится к распределяемому доходу предприятий. Если доход инвестируется в предприятие, то он не облагается налогами. И если речь идет о минимальном действующем налоге, то значит ли это, что действующая налоговая ставка на реинвестированный доход составит 0% и итальянское дочернее предприятие в Эстонии будет облагаться налогом до минимальной ставки? Непонятно.
Более того, минимальная действующая налоговая ставка противоречит принципам налоговой конкуренции. Как свидетельствует индекс международной налоговой конкурентоспособности, в Европе бок о бок сосуществуют наиболее и наименее конкурентоспособные налоговые системы. Некоторые страны ЕС отреагировали на конкурентное давление и приняли законы, которые носят скорее нейтральный, чем преференциальный характер, но в других государствах есть налоговые преференции и высокие налоговые ставки, которые негативно отразятся на поведении инвесторов и экономическом росте. Минимальный действующий налог помог бы справиться с конкурентным давлением и внедрить нейтральную политику стимулирования экономического роста.
По данным ОЭСР, минимальный налог приведет к росту стоимости капитала и изменит распределение капитала. В контекст ЕС законодатели должны проанализировать, как это отразится на инвестициях и трудоустройстве в ЕС. Не самая хорошая идея повышать капитальные затраты в период экономической нестабильности.
Заключение
Обе налоговые меры, предложенные Германией, могут негативно сказаться на капиталообразовании в Европе. Вряд ли они будут приняты в ближайшем будущем, однако, нынешние экономические проблемы могут затянуться, если политический курс станет препятствовать восстановлению экономики.
Германия ориентируется на экономическую стабильность в свете кризиса в сфере здравоохранения, но предложенные ею меры, похоже, противоречат обозначенной цели.