Однако мужество новозаветное имеет иную форму, нежели это было во времена борьбы пророков с нечестием ветхозаветного Израиля. Христос ясно указывает на это, когда запрещает апостолам Иакову и Иоанну, стремившимся подобно Илии низвести огонь с неба на отвергнувших Господа самарян. Спаситель говорит Своим ученикам: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк.9:55–56). Об этом же новом взгляде на мужество свидетельствует и сам Предтеча. Своим ученикам, возревновавшим о славе их учителя, умаленной проповедью Иисуса Христа, он говорит: «Ему [то есть Христу] должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30). Также и в другом месте мы читаем, что Иоанн Креститель, «великий и страшный» пророк (Мал. 4:5), которому не было равных среди рожденных женами (см. Мф. 11:11), «услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф.11:2–3). Неужели такой великий пророк не узнал Спасителя даже после крещения? Мы не можем такого допустить! Об этом говорят и все толкователи. Святой Иоанн Креститель, конечно же, знал о Христе, он не нуждался в каких-либо дополнительных свидетельствах. Однако ради своих учеников, чтобы они еще раз убедились в истинности Мессии, он умаляет себя, делается слепцом перед очевидной для него Истиной, отвергается себя и посылает своих последователей посмотреть на дела Христовы! Вот в чем проявляется новозаветное мужество и ревность — в решительности отвергнуть себя перед Истиной!
Новозаветное мужество и ревность — в решительности отвергнуть себя перед Истиной
Действительно, великим человек может стать только в том случае, если у него есть мужество. Однако для сильных мира сего — это гибельное мужество жить без Истины, а для наследников Царства Небесного — мужество жить всегда в Ее присутствии. Святой Иоанн Предтеча являет нам образ доброго мужества и в событии крещения Господня. Ведь если мы присмотримся к словам Евангелия, то увидим, что во время крещения Спасителя Его Предтеча в очередной раз переступает через себя, преодолевая даже собственный взгляд на праведность ради доверия Истине! Евангелист Матфей свидетельствует нам, что когда Иисус Христос пришел к Иоанну на Иордан, тот «удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14). Мы можем только представить себе тот благоговейный трепет и чувство смирения, которые исполняли пророка при виде Господа. И вот Создатель приступает к Своему творению, как простой Человек, испрашивая крещения. Естественно, что святой Предтеча не мог и допустить мысли возложить свою руку на Творца! Однако «Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его» (Мф.3:15).
Мы видим в образе святого Иоанна Крестителя замечательный пример христианского мужества. Это мужество жить в присутствии Истины, свидетельствовать о Ней своей жизнью, но всегда помнить, что значение имеют не наша жизнь, не наши слова или дела, а способность быть незаметными, поступаться перед Ней даже собственным авторитетом и репутацией. В применении к профессии учителя протопресвитер Василий Зеньковский так говорил об этой истине: «Нет ничего неблагодарнее и вместе с тем внутренне-почетнее роли учителя. “Мне время тлеть — тебе цвести” — это может служить идеальным лозунгом в отношении к детям. Ребенок для того и подготавливается учителем, чтобы выйти из-под его руководства».
Иногда самое трудное для человека — поступиться собственными представлениями о правильном, должном. Однако Священное Писание и многовековой опыт Церкви показывают, что для ищущего спасения нужно быть готовым сделать и это. Перед Истиной никакой наш опыт и наши мировоззренческие устои, какими бы верными они нам не казались, не имеют значения. И в этом важным примером для нас служит святой Иоанн Креститель. Он был одним из первых, засвидетельствовавших собственной жизнью неизменность богооткровенной истины: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5:3).