Монах. Художник: Михаил Нестеров
Старцы дали противоположные советы. Почему? Надо бы разобраться. Первое, что напрашивается – выяснить, действительно ли и в том, и в другом случае советы просили у настоящих старцев. Это важно, ведь встречаются порой и лжестарцы, младостарцы – о чем нас предостерегает Священноначалие нашей Церкви. По большей части лжестарцы стараются о том, чтобы весть о них прошла до края земли. Окружение лжестарца охотно рассказывает всем подряд о своем прозорливом и чудотворном духовном наставнике. Поэтому нельзя полагаться на один лишь слух о том, что в таком-то населенном пункте можно попасть на беседу к старцу. Надо еще выяснить, правда ли то, что о нем говорят. Впрочем, выяснить это не всегда удается…
Бывает и так, что разные до противоположности советы дают старцы, чья духовная опытность не ставится под сомнение Церковью. Такой случай я бы хотел привести в память о преподобном старце Иоанне Колове (22 ноября мы отмечаем день его памяти). Этот древний египетский подвижник получил прозвище «Коловос», что в переводе означает человека маленького роста.
Старец сказал преподобному Иоанну: «Молись Богу, чтобы пришло к тебе искушение, ибо посредством искушений душа усовершается»
С преподобным Иоанном произошла примечательная история: «Молился он Богу, чтобы избавиться от страстей, – и был в этом отношении беспечален. Пошел он к одному старцу и сказал ему: вот я теперь спокоен, и не имею никакой борьбы. Старец отвечает ему: пойди, молись Богу, чтобы пришло к тебе искушение, ибо посредством искушений душа усовершается. Он стал молиться; а когда пришло искушение, то уже не молил Бога отнять от него борьбу, но говорил: дай мне, Господи, терпение в искушениях».
По Божией милости авва Иоанн Колов перешел от борьбы со страстями к спокойствию и беспечальности – к ступени священного безмолвия (исихии). Старец посоветовал ему молиться еще, дабы Господь благословил вернуться на ступень борьбы со страстями. Авва Иоанн помолился, и Господь попустил ему опять пребывать в брани с искушениями. Вот одна подвижническая история, есть и другая.
Имя палестинского подвижника аввы Дорофея многим православным известно. Авва Дорофей ходил к старцу Иоанну Пророку – открывать помыслы. Так ревностно преподобный Дорофей боролся со страстными помыслами, так старался об откровении помыслов, об отсечении своей воли, что Господь благословил его взойти к более высокой ступени духовного пути. Об этом новом духовном опыте Дорофей не знал, что и думать. Вот как он вспоминает: «Я был в великом покое, в полном беспечалии, так что я даже и скорбел об этом… ибо слышал, что многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие (Деян 14:21)». Он пошел за советом к старцу. Авва Иоанн Пророк успокоил своего послушника: «Не скорби, ибо каждый предающий себя в послушание отцам, имеет сей покой и беспечалие» (Аввы Дорофея душеполезные поучения и послания. Поуч. 5).
Авве Дорофею старец Иоанн Пророк посоветовал считать опыт безмолвия спасительным и хранить его
Черты сходства с предыдущей историей очевидны. Авва Дорофей по милости Божией перешел от борьбы со страстями к спокойствию и полной беспечальности, то есть, к ступени священного безмолвия. Он был обеспокоен новым опытом, в отличие от аввы Иоанна Колова. Оба подвижника пошли к старцам. Египетскому подвижнику не названный по имени старец советовал молиться о возвращении к борьбе против страстей. Палестинскому подвижнику старец Иоанн Пророк посоветовал считать опыт безмолвия спасительным и хранить его.
Советы, как видим, разные, хотя духовная традиция была одна, – и в Египте, и в Палестине. Примечательно, что в обоих случаях старцы не поставили под сомнение новый опыт Иоанна Колова и Дорофея Газского. Опыт безмолвия в обоих случаях оказался подлинный, это подтверждается прямо и косвенно.
Только для преподобного Иоанна Колова старец усматривал пользу в том, чтобы монах «усовершался» в борьбе со страстями и дальше. Отсюда весьма необычный совет молиться Богу о том, дабы пришло искушение. А в истории аввы Дорофея старец нашел, что опыт безмолвия получен благодаря подвигу послушания, и это послушание нужно продолжать, а безмолвие можно принять как дар Божий.
Важным отличием является и то, что авва Дорофей не искал опыта безмолвия, не просил его у Бога, как делал это преподобный Иоанн Колов, – судя по всему, не вполне сознавая, что просит. Возможно, здесь и кроется причина, почему подвижники получили такие разные советы от старцев.
Приведенные две истории от древних подвижников свидетельствуют нам, что к новому духовному опыту нужно относиться с осторожностью, с рассудительностью и не искать простых «рецептов на все случаи жизни».