Развернутая правительством РФ кампания, направленная на снижение потока выводимых российскими гражданами за границу денежных средств, может считаться вполне последовательной и успешной.
Напомним, что за последние годы в ее рамках был предпринят целый ряд шагов, включающий в себя:
- принятие новых законов о деятельности контролируемых иностранных предприятий;
- участие государства в системе автоматического обмена данными о налогообложении;
- проведение двух волн амнистии капитала.
Все это дает определенные результаты, хоть и не настолько быстро, как можно было бы ожидать изначально.
В первую очередь следует отметить именно программу по амнистии капитала, которую можно считать прекрасным примером того, как правительство страны может подтолкнуть своих граждан к принятию идеи, что наиболее правильным решением является возврат своих денежных средств на родину. Суть программы заключается в том, что богатые россияне получили возможность добровольно декларировать принадлежащие им банковские счета и предприятия, оформленные за границей (включая и те, контроль над которыми осуществляется через номиналов).
При этом так называемая вторая волна амнистии капиталов, которая стартовала в текущем году, обрела куда более высокую популярность по сравнению с аналогичной программой предыдущего периода. Конечно, многие граждане России, обладающие значительными денежными сбережениями за границей, по-прежнему уверены, что смогут находиться «в тени» благодаря несовершенству законов и другим факторам. Но по мере изменения принципов сотрудничества с иностранными банковскими учреждениями и ужесточения законодательства такой инструмент как амнистия капиталов становится все более привлекательным.
Стоит отметить, что до этого многие обладатели значительных сумм на банковский счетах за границей или же владельцы иностранных компаний делали все возможное для того, чтобы скрыть сведения о принадлежащих им активах. Но появление программ по амнистии капиталов существенно изменило ситуацию, благодаря чему многие из них предпочли воспользоваться уникальной возможностью не только полностью легализировать свои депозиты и бизнес за рубежом, но и при этом не платить абсолютно ничего в бюджет своей страны.
Об увеличении заинтересованности в этом вопросе говорят и многие ведущие финансовые, а также налоговые консультанты. Некоторые компании в течение последних лет уже успели получить значительное количество заказов, связанных с вопросами подготовки специальных деклараций и ликвидации зарубежных предприятий. При этом многие клиенты таких фирм предпочитают одновременно обращаться сразу к нескольким специалистам перед тем, как принять окончательное решение. Во многом это связано и с некоторыми противоречиями в законодательстве, а также в отсутствии практики у соответствующих компаний.
К примеру, весьма спорным вопросом, вызывающим противоречия среди экспертов, является форма предоставления документации, содержащей в себе сведения об предприятии, подлежащим процедуре ликвидации. Так, наиболее консервативные специалисты в области юриспруденции рекомендуют своим клиентам подготавливать наиболее полный перечень документов (включая оценку активов, финансовую отчетность и многое другое). Другими словами, речь идет о документации, которая могла бы использоваться для подтверждения стоимости активов в момент их передачи при ликвидации.
Кроме того, есть и другие аспекты, которым специалисты в области финансов часто не уделяют необходимого внимания. В качестве примера можно привести то, насколько важно соответствующим образом оформить прекращение действия договора с номинальным акционером, если управление предприятием осуществляется с помощью траста. Ведь в этом случае можно избежать уплаты дополнительных налогов. К тому же нельзя забывать и о правильной подготовке документации по заявлению льготы. Дело в том, что в действительности некоторых документов может попросту не хватать, не говоря уже о том, что часто бывает нарушена и прямая последовательность действий.
Достаточно часто трудности возникают и в процессе ликвидации зарубежного предприятия, выполняющего функцию «прослойки» (то есть если ей принадлежали доли в капитале российской фирмы). Иногда нотариус может отказать в заверении сделки по переходу прав, ссылаясь на отсутствие тех или иных документов или наличие ошибок, совершенных в процессе их подготовки.
Таким образом, хоть и наблюдается значительное увеличение интереса к амнистии со стороны граждан России, но многие из них все еще ведут себя достаточно осторожно. К примеру, отдельные лица декларируют лишь часть своих активов, находящихся за границей, в то время как вторую часть они предпочитают оставить «в тени». При этом избавляются как правило чаще всего от предприятий-прослоек, а также офшоров, сохранение которых не имеет особого экономического смысла.
Большое значение имеет и то, в каком-именно регионе состоятельный человек собирается подать специальную декларацию в налоговую. Ведь если такой документ будет подан с указанием весьма круглой суммы в Москве, то это вряд ли удивит столичных налоговиков. В то же время аналогичная сумма, подданная в налоговую инспекцию в других регионах страны может стать причиной повышенного интереса к предпринимателю.
Конечно, главный вопрос остается в том, будут ли проводиться какие-либо проверки или разбирательства по результатам первых двух амнистий. Поэтому стоит ли выбирать такой инструмент – это вопрос, ответ на который каждый должен дать для себя сам.