Как известно, существуют страны с низкими налоговыми ставками. Платя налоги в них, можно неплохо сэкономить в государстве, где ведется реальный бизнес. В течение времени пока страны сражались друг с другом за налоги, три года назад юрисдикции данного плана смогли привлечь 40% прибыли международных организаций или около 8% дохода собственной страны. К данным выводам пришли Людвиг Виер и Томас Торслов из института в Копенгагене, а также Габриель Цукман, работающий в Беркли, в Калифорнийском университете.
Ставки, которые буквально притягивают бизнес
С 49 до 24%, то есть более чем в половину, снизилась ставка корпоративного налога за ушедшие 30 лет. Самое крупное снижение было зафиксировано в Америке - с 35 до 20% по инициативе действующего президента. Несмотря на это, бизнес по настоящее время пытается найти способы снизить налоговое бремя. В 2018 году треть от транснациональной прибыли, а это 600 миллиардов долларов, было выведено за рубеж. 25% лишилась Америка, 30% - развивающиеся страны, а 32% - страны Евросоюза. На конференции в ООН были оценены выведенные в офшоры капиталы. По подсчетам Организации Объединенных Наций они составили 200 млрд. долларов. Основное количество прибыли фиксировалось в офшорных центрах. Международные организации из более чем 25 развитых государств перевели на Бермудские острова порядка 44 млрд. долларов. Если сравнить их прибыль от операций в Поднебесной, то здесь она составила 36 млрд. Данные сведения отражены в докладе UNCTAD и являются достоверными.
Для подсчета выведенных денег, авторы подвергли изучению все сведения, касающиеся прибыли корпораций, находящиеся в открытом доступе за прошедшие несколько лет. Далее сравнению подверглась прибыль до выплаты заработных плат с налогами. В целом такое соотношение не превышает 36%. То есть, на 10 долларов заработных плат компании получали около 3,6 долларов прибыли. В Англии данное соотношение составляет 42%, в Швеции - 39%, в Америке - 31%. Да, имеют место государства, где такое соотношение существенно выше, к примеру, в Пуэрто-Рико и Ирландии оно составляет 200%, а в Гонконге и Сингапуре - 100%.
Обратить внимание следует на то, что в государствах, где корпоративные ставки высокие иностранные компании получают меньший процент, нежели местные, работающие реально. Ситуация складывается совершенно иначе в странах с низкими ставками. Соотношение дохода и налогооблагаемой прибыли в местных компаниях варьирует от 30 до 40%, в иностранных - до 800% (к примеру, в Пуэрто-Рико). Google Alphabet смогла заработать чуть более 19 млрд. долларов на Бермудских островах, где корпоративный налог составляет 0%. Компания не имела там ни одного офиса, в том числе и специалиста. Несколько лет назад к схеме уплаты налогов интернет-гиганта предъявила претензии Англия. Google согласилась выплатить 130 миллионов фунтов. Одним словом, в большом плюсе находятся не только компании, но и власти стран с "налоговым раем". К примеру, на Мальте это 8% национального дохода, в Ирландии - 5%, а в Люксембурге около 7%. Если обратить внимание на государства с развитой экономикой, а среди них США, Италия и Германия, то там корпоративные налоги принесли около 3% национального дохода. Как видно, цифра невелика. Налоговые ведомства ведут постоянную и жесткую борьбу с такими странами, а не с рядовыми офшорами, где сведения непрозрачны или скрыты от рядовых жителей планеты. Суды с офшорами являются долгими, непредсказуемыми и дорогостоящими.
Одним из таких судебных дел стали претензии Еврокомиссии в конце 2016 году к компании Apple. Мобильный гигант заплатил налоги в Ирландии. Еврокомиссия признала их незаконными и постановила выплатить властям Франции 13 млрд. евро. Согласно статистическим сведениям, компания в течение 10 лет выплачивала 3,8% налогов с 200 млрд. прибыли. Причем прибыль была получена вне пределов Америки. Кстати говоря, Apple первая прибегла к такой налоговой схеме, которая можно была названа "двойным ирландским с горячим сэндвичем". Мобильный гигант проводил свою прибыль через ирландские и голландские организации, платя минимальный налог. В итоге средства оседали в банках на Карибах. Аналогичного плана претензии были предъявлены и к Икеа. Компания переводила средства на голландскую структуру, в результате чего не платила налоги с них. Позже деньги осели в Лихтенштейне.
Теперь офшоры будут существовать иначе
Рустам Вахитов, являющийся партнером International Tax Associates, рассказал, что тактика налоговых рулингов все еще имеет место. Но, основное количество компаний уже с опаской на них посматривает. Ведь может вмешаться суд. Что касается стран, то в них происходит постоянное ужесточение налоговой политики. В прошлом году около шести десятков стран, в том числе и Российская Федерация, подписали договор, касающийся минимальных стандартов двусторонних соглашений для того, чтобы обойти двойное налогообложение. Таким образом, стало намного меньше лазеек, позволяющих уйти от выплаты налогов. 70 государств будут каждый год обмениваться налоговыми сведениями. Каймановы и Вергинские острова будут предоставлять имена бенефициаров организаций, которые зарегистрированы в данных юрисдикциях. Евросоюз будет внимательнее контролировать активы бенефециаров, использующих схемы для ухода от уплаты налогов. ЦБ Кипра постановил закрыть все компании-пустышки и исключить их из реестров банков.
Примечательно, но даже после таких мер налоговики все также обращаются к офшорам, о чем заявила Екатерина Лазорина, являющаяся партнером PwC. Да, теперь налоговая оптимизация станет не столь заметной и частой. Если еще десять лет назад можно было бы без труда открыть компанию-пустышку в офшоре и переводить туда средства, то нынче это попросту невозможно, - сообщил Вахитов. Если организация не ведет реальный бизнес в стране с низкими налогами, то платить налоги она будет по ставке того государства, где прибыль генерируется. Тенденция такова - будут создаваться бизнес-подразделения в государствах, где налоговые ставки невысокие. Именно туда ранее перечислялись прибыли компаний для налоговой оптимизации. Иметь офисы в странах с низкими налогами остается выгодно по сей день. К примеру, компании России, обладают офисами в таких государствах, как Голландия, Кипр, Люксембург и Голландия. Как видно, российский бизнес также хочет сэкономить на налогах.