Правительство Нидерландов планирует внести поправки в налоговое законодательство в ответ на недавнее постановление Европейского суда (ECJ).
22 февраля правительство объявило, что парламентом будут введены «чрезвычайные» законодательные меры во втором квартале 2018 года, но они будут эффективными ретроспективно с 25 октября 2017 года, когда Генеральный прокурор Европейского суда принял аналогичное решение по делу.
23 февраля ECJ постановил, что право голландской зарегистрированной компании на свободу создания в соответствии с законодательством ЕС было отклонено, когда Нидерланды отказали в вычете процентов, уплаченных по кредиту, предоставленному главным шведским офисом X BV - Staatssecretaris van Financiën (Case С-398/16).
Тогда голландская компания X BV, входящая в шведскую группу, купила акции у итальянской дочерней компании группы у третьей стороны за счет вклада капитала в недавно образованную итальянскую компанию, используя средства, заимствованные у шведской материнской компании. Дело было связано с отказом голландского налогового органа от удержания процентов, заявленного X BV, по его налоговой декларации за 2004 год в отношении процентов, уплаченных по кредиту от шведского родителя.
Налоговый орган отклонил вычет на основании того, что в соответствии со статьей 10 Нидерландского Закона о корпоративном налогообложении, проценты по кредитам между связанными сторонами не могут быть вычтены, если кредит относится к капиталу, в частности в форме покупки акций связанного с ним объекта.
Оспаривая отказ от вычета, X BV утверждал, что вычет был бы рассмотрен по-разному, если бы рассматриваемая сделка была проведена между голландскими компаниями-резидентами с голландским родителем в рамках режима бюджетного единства страны. Это связано с тем, что компании, которые выбирают эту схему, облагаются налогом совместно на уровне материнской компании. Следовательно, в результате консолидации в целях налогообложения взаимные долевые звенья, такие как капитальный взнос материнской компании в ее дочернюю компанию, становятся несуществующими.
X BV утверждал, что эта разница в налоговой обработке представляет собой нарушение свободы учреждения компании в соответствии с законодательством ЕС.
Правительство Нидерландов возражало, что разница в обращении оправдана необходимостью обеспечить выделение полномочий для введения налогов между государствами-членами и что отказ в выводе обусловлен необходимостью обеспечения согласованности налоговой системы Нидерландов.
Однако в своем решении ECJ отклонил аргументы правительства, сделав вывод о том, что в исчисляемых голландских налоговых правилах не учитывается место налогообложения дохода. По второму вопросу суд заявил, что правительство не предъявило достаточно убедительных утверждений о том, что согласованность схемы фискального единства будет поставлена под угрозу, если существует вычет процентов в отношении займа, предназначенного для финансирования покупки акций резидента резидентом. Европейский Суд также сказал, что нет оснований отрицать налоговый вычет на основании предотвращения уклонения от уплаты налогов, поскольку правительство не попыталось показать, что разница в налоговом режиме основана на намерении предотвратить злоупотребления.