Он отметил, что одной из главных тенденций в налогообложении сегодня можно назвать упрощение. Причем упрощение касается как законодательства, так и налогового администрирования: «Если говорить об упрощении правил налогового администрирования, то за последние два года мы сократили количество выездных налоговых проверок на 32 %. В малом бизнесе - более чем на 39%. Мы проверяем одну компанию из 2000. Налогоплательщики не видят практически налогового инспектора и не обращаются в налоговую инспекцию».
Дмитрий Сатин напомнил о поправках в законодательство, которые были приняты в конце ноября 2017. В частности, о поправке, которая позволяет экспортерам комфортно подтверждать налоговую ставку 0% при отгрузке товара за рубеж:
«Я говорю, в первую очередь, об изменениях при отгрузке товаров с использованием почтовых отправлений. До этого времени этот вопрос не был решен. Такие налогоплательщики не могли пользоваться преференциями, которые установлены для всех экспортеров».
Еще одно важное изменение, озвученное Дмитрием Сатиным, касалось сельхозтоваропроизводителей. Оно начнет применяться с 2019 года.
«Сельхозтоваропроизводители выходили с предложениями об установлении для них гибкого механизма уплаты НДС. Сельхозники на данный момент не являются плательщиками НДС, что с одной стороны должно повышать конкурентоспособность их продукции. Но с другой стороны, они не могут принимать к вычету суммы входящего налога, в частности, при покупке сельхозтехники и оборудования, и в результате издержки от освобождения могут превышать преимущества. Для решения этой проблемы была разработана конструкция, при которой каждый сельхозник становится плательщиком НДС, но при этом может заявить право на освобождение от уплаты НДС, если его выручка не превышает 100 млн рублей в год (прим. – порог выручки постепенно снижается до 60 млн в 2019-2022 гг). Помимо удобства для сельхозтоваропроизводителей данные изменения позволяют устранить значительную часть применяемых сейчас налоговых схем по возмещению НДС другими участниками сельскохозяйственного рынка при выстраивании цепочки перепродаж произведенных сельхозниками товаров», - пояснил Дмитрий Сатин.
Говоря о специальных налоговых режимах, он подчеркнул, что здесь все изменения связаны с возможностями новейших технологий, которые использует ФНС России:
«Я имею в виду реформу онлайн ККТ. Мы закончили первый этап этой реформы 1 июля 2017 года. Сейчас мы думаем о том, чтобы отказаться от налоговой отчетности для предпринимателей, которые принимают упрощенную систему налогообложения с объектом дохода».
Дмитрий Сатин подчеркнул, что в 2018 году налоговая нагрузка меняться не будет, но при этом вопрос с самозанятыми гражданами остается открытым и его решению уделяется сейчас большое внимание:
«По официальной статистике, граждане, которые заняты в неформальном секторе экономике, составляют 13 млн человек. Эти люди работают, получают доходы, но не платят налоги. Огромное количество людей не понимают, что им делать. Это значит надо сформулировать правила. Начало положено. В этом году внесены изменения в Гражданский кодекс, который устанавливает право для физических лиц, которые занимаются определенными видами деятельности, не регистрироваться в качестве ИП. Эту реформу надо продолжить. Я уверен, что в 2018 году будут сформулированы условия, которые позволят, легализовать более 10 млн человек».