Никола Ратный. Чудотворная икона Преображенского собора Белгорода. XVI в
Русский человек убежден: нет такой ситуации, в которойНиколай Чудотворец не помог бы страждущим. Исстари ни одному угоднику на Руси православной не воздвигалось столько храмов и приделов, как святому Николаю. Имя Николай составляет одно из наиболее употребительных имен, какими только привыкли называть себя русские люди.
Всеобщее поклонение Николаю Чудотворцу среди русских людей в значительной степени объяснялось его душевными качествами, в которых наши предки находили много сходного с народным русским характером. В самом деле, «открытое выступление Николая Чудотворца в защиту угнетаемой невинности, решительное и смелое заступничество за неправедно осуждаемых и гонимых, особенно как-то идут к характеру открытой, смелой и доброй русской натуры».
Есть своя чудотворная икона Николы и в Святом Белогорье.
Располагается она в специально сооруженном киоте на северном столбе в кафедральном Преображенском соборе Белгорода, том самом, где под сенью в южной части храма в ларце покоятся честные мощи святителя Иоасафа Белгородского. Там же еще недавно пребывали обретенные два года назад мощи священномученика Никодима (Кононова). В любой день прихожане могут помолиться и приложиться к чудотворной иконе. Раз в неделю здесь, у Николая Ратного, проходят молебны с акафистом.
Лик чудотворца и вся его фигура едва проступают сквозь сумрак олифы, но, прикладываясь, вы внятно видите воздетые руки угодника Божия
Образ белгородского Николы затемнен; лик чудотворца и вся его фигура едва проступают сквозь сумрак олифы, но, прикладываясь, вы внятно видите воздетые руки угодника Божия, как видите и множество пожертвований, украшающих образ, – драгоценных изделий, по традиции нанизанных на цепочки.
Николу Ратного просят о сокровенном, и он помогает. Свидетельствуют о защите Николы Ратного и в наши дни. Герой России Владимир Бурцев рассказывал, как в середине 1990-х в горах Северного Кавказа с небольшим отрядом СОБРа попал в окружение. Ситуация была безвыходной. Тогда один боец достал из нагрудного кармана образ Николая Ратного, который привез из родного Белгорода, и искренне обратился к нему за помощью. В этот момент из-за горы неожиданно вылетели наши вертолеты, которые огнем помогли бойцам вырваться из кольца.
Сегодня, в смутное и тяжелое для Русского Мiра время прихожане молятся не только о личном, но и о защите Отечества, всех православных. Молят святого помочь русскому воинству своей горней силой и возможностью, данной ему Господом, а также помочь тому человеку, о котором тяжелым летом уходящего 2014-го года просили молиться Киево-Печерских монахов современные афонские провидцы. Они просили молитвы «о правителе России, которому сейчас очень трудно».
* * *
Святитель Никола Ратный
Рассказывают, что однажды 5 мая в XVI–XVII веках (год неизвестен) жители селения Устинка (ныне Шебекинский р-н Белгородской области) и насельники расположенной неподалеку Коренской Николаевской мужской пустыни (у реки Коренек) устрашили татар-набежчиков из Дикого поля: «…Настоятель той пустыни взял из церкви икону святителя Христова Николая, и, неся оную с братиею той пустыни и жителями селения сего, пришли к плотине и творили молитвословие, что увидевше татаре, к берегу идти против православных не дерзнули, и, обращаясь на той же плотине вспять, пришли в замешательство, отчего многие из них с лошадьми попадали с плотины в реку и потонули, а прочие побежали в степи, и по сему случаю святитель Христов Николай назван Ратным».
«Священство и монахи, став на правом берегу реки, кричали татарам: “Воротитесь; силою креста Господня святитель Николай потопит вас в сей реке”»
Это событие со слов архиепископа Белгородского и Курского Феоктиста (Мочульского) историк Д. Н. Бантыш-Каменский, побывавший в Белгороде в 1808 году, описал так: «Священство и монахи, став на правом берегу реки, кричали татарам: “Воротитесь; силою креста Господня святитель Николай потопит вас в сей реке”. И поскольку плотина была небольшая, а татар – великое множество, то от тесноты некоторые из них упали в реку; орда, испугавшись, возвратилась восвояси».
Существует устное предание и о том, что этой «ратной» иконой фельдмаршал М. И. Кутузов сам благословлял русских солдат в 1812 году. Есть аналогичные свидетельства и в связи с русско-японской войной начала ХХ века.
В 1842 году в Санкт-Петербурге была опубликована брошюра «Краткое историческое сказание о чудотворной иконе святителя Христова Николая, именуемого Ратным, находящейся в Белоградском второклассном Троицком монастыре, Курской епархии», переизданная затем в 1868 году в Харькове.
Существует также суждение, что икона святителя Николая, находившаяся в Коренской пустыни, получила наименование Николая Ратного еще до отражения ею татар в Устинке. Напоминают, что еще в 1556 году, при Иване Грозном, в Казанском Спасо-Преображенском монастыре была построена церковь во имя Николая Ратного, а недалеко от нее находилась еще более древняя церковь Николая Ратного (то есть церковь эта была построена гораздо ранее события в Коренской Устинской пустыни). Сторонники этой версии считают, что икона Николая Ратного берет свое начало из глубины веков, что она была когда-то перенесена из древней Москвы в Казань, а оттуда – в Коренскую пустынь.
Белгородский краевед А. Крупенков напоминает еще об одной версии появления этой иконы на Белгородчине. Согласно сведениям, содержащимся в «Разрядной книге», в 1612 году, когда на Белгород напали литовцы во главе с князем Лыкой Лубенским, они «Белгород взяли, сожгли и совсем разорили, и монастырь Николы Чудотворца сожгли ж и игумена, и братьев всех побили. И после литовского разоренья, собрався белгородские всякие люди острог поставили за рекою, за Северским Донцом, на нагайской стороне; и в большом остроге монастырь Николы Чудотворца и в приделе Парасковии, нарицаемыя Пятницы, строил Царево-Борисово города Николы Чудотворца ратного вдовый поп Алексий, и в том монастыре был в игумнах, а образы и книги, и ризы и всякое церковное строение церкви Николы ратного, что привезено было из Царева города на Волуйку, с Волуйки по государеву указу, взято в Белгород и отдано в монастырь к Николе Чудотворцу…».
Так или иначе, образ святителя Николая из Коренской пустыни всегда связывали с делами ратными. Чудотворная икона не раз помогала защитникам земли русской одерживать победы над врагом.
5 июля 1765 года по указу Белгородской духовной консистории, упразднившему Коренскую Ратного Николая чудотворца пустынь, икона была перенесена из Устинки в Троицкий собор Белгорода, который и стал ее постоянным местом пребывания. Однако каждый год 5 мая икона возвращалась в Устинку с тридцативерстным крестным ходом и оставалась там до 11 мая. На следующий день приносилась обратно в Белгород ко времени начала в монастырском соборе поздней Литургии.
Упомянутая выше брошюра сообщала, что дека иконы с задней стороны отчасти сожжена, тогда как сам лик Святителя на другой стороне остался без повреждения. «Чудесное действие сие, явленное над иконою или при подобном сему нашествии врагов, или во время пожара, также свидетельствует о ней как о чудотворной», – свидетельствует брошюра.
Чтобы охранить святыню, ее заключили в золотой оклад, украшенный драгоценными камнями. Автор «Сказания» утверждал, что оклад украшен и «внешними знаками почитания внутреннего, и именно: различных форм металлическими привесками к иконе, свидетельствующими о том, что привесившие оные или тайно, или явно когда-либо получили от иконы чудотворные исцеления». Такое же отношение к святыне у белгородцев сохраняется и сегодня.
Бывали в Троицком соборе и российские монархи: Екатерина II, Александр I, Николай I, Александр II, Николай II. Они прикладывались к иконе Николая Ратного, молились у нее.
В память о пребывании Государя Николая II в соборе была установлена памятная доска: «1904 года мая 4 дня, Его Величество Государь Император Николай Александрович в 9 1/2 часов утра изволили проследовать с вокзала в Свято-Троицкий монастырь, где после краткого молебна приложился к чудотворной иконе Св. Николая Ратного и поклонился почивающему Иоасафу».
Последними Романовыми, прикладывавшимися к иконе Николы Ратного в Свято-Троицком монастыре, были императрица Александра Федоровна с дочерями Ольгой и Татианой
Последними Романовыми, прикладывавшимися к иконе Николы Ратного, были императрица Александра Федоровна с дочерями Ольгой и Татианой, побывавшие в Белгородском Свято-Троицком монастыре 5 декабря 1914 года.
В начале января 1919 года при обыске в монастыре сотрудником Белгородской ЧК Шелеховым были изъяты золотая риза с чудотворного образа святителя Николая и три золотых наперсных креста. С тех пор эти ценности никто не видел. В начале 1920-х исчезла из еще действовавшего Троицкого собора (позднее был разобран безбожниками) и сама икона.
Она была обнаружена в самом конце 1980-х в подсобном помещении Николо-Иоасафовской церкви, что на старом кладбище Белгорода (в центре города). Небольшая группа устинских богомолиц пошла с ней в Устинку, а 11 мая пешком возвратилась в Белгород. С тех пор крестные ходы возобновились и стали совершаться ежегодно. А когда в 1990-м году Церкви был возвращен Преображенский собор, святыню перенесли туда.
Краеведам удалось разыскать в дореволюционных изданиях несколько описаний иконы Николы Ратного. Наиболее полное описание дано у архимандрита Анатолия в труде «Белгород и его святыня»: «Чудотворная икона святителя Николая, именуемая Ратным, обложенная ризою из чистого золота, украшенная стразами и хрусталиками. Мера сей иконы – в длину или высоту 7 1/2, а в ширину 6 1/2 вершков. Св. Николай на сей небольшой иконе изображен во весь рост, в саккосе с подъятыми руками – благословляющею десницею и осеняющею Евангелием шуйцею; внизу сей иконы, на финифтяной пластинке подпись гласит, что “сия риза сделана в 1795 году июля 12 дня”; – на задней же или исподней серебряной деке чеканной работы выбит словами кондак святителю Николаю: “возбранный чудотворче” и проч., а внизу сего кондака выбиты следующие слова: “сия дека сделана коштом Печерского Игумена Паисия и Рыльскаго Игумена Иосифа в 1792 году, апреля 2 дня”».
Неутомимые искатели утверждают: внешний вид иконы, находящейся в Преображенском соборе, полностью соответствует описанию архимандрита Анатолия. Размеры тоже совпадают (в переводе на современные единицы измерения они равняются 33×28 см). Тщательный осмотр иконы был проделан экспертной группой 16 февраля 1994 года. Доска иконы действительно оказалась сильно обгоревшей, как и гласило старое описание.
Архидиакон Ювеналий, реставратор: «С первого взгляда видно, что эта икона представляет большую ценность, как духовную, так и историческую»
Реставрировали образ специалисты иконописно-реставрационной мастерской Троице-Сергиевой лавры. Своими впечатлениями об иконе поделился главный реставратор и руководитель коллектива иконописно-реставрационной мастерской архидиакон Ювеналий, принимавший непосредственное участие в реставрации иконы Николая Ратного: «Уже с первого взгляда видно, что эта икона представляет большую ценность, как духовную, так и историческую. Нет сомнения, что это очень древняя икона. О ее возрасте говорят и стиль письма, и сама доска. По этим и ряду других признаков наши специалисты датируют ее XVI веком, хотя вполне возможно, что она написана и раньше. На иконе святитель Николай изображен в полный рост с поднятыми руками. Такое довольно редкое изображение святого Николая относится к Можайскому типу. Видно и то, что это необычная икона. Кроме того, что она сильно обгорела, на ней был еще толстый затвердевший слой копоти. Это свидетельствует о том, что перед ней постоянно горели лампада и свечи. А такое отношение проявлялось только к очень почитаемым, чудотворным иконам. То, что эта икона была очень почитаема в прошлом, подтвердилось и процессе реставрации. Когда мы сняли толстые слои копоти и гари, то сразу обратили внимание на то, что икона уже неоднократно реставрировалась, причем профессионально. Сколько раз реставрировали – сказать трудно, но, по крайней мере, не менее двух. Все это также говорит о том, что в тех местах, где она находилась, люди ею очень дорожили. Работая над иконой, мы по возможности старались убрать поздние наслоения и вернуть ей первоначальный вид. Думаю, что с этой задачей коллектив нашей мастерской справился».
* * *
Крестный ход с иконой святителя Николая Ратного
В наши дни святыню проносят крестным ходом от Преображенского собора к Смоленскому (в этом храме, к слову, совершал службы и святитель Иоасаф) по центральным улицам Белгорода накануне праздника святителя Николая, отмечаемого 22 мая.
Старинная традиция была возобновлена 18 мая 1995 года. Со вновь обретенной иконой Николы Ратного состоялся крестный ход в Устинку, в котором приняло участие несколько тысяч человек.
В уходящем году из Белгорода вместе с паломниками Никола Ратный снова прошествовал к месту своего чудесного явления – в Устинку, на окраину райцентра Шебекино. По благословению митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна крестный ход возглавил благочинный Белгородского округа, настоятель Преображенского кафедрального собора протоиерей Олег Кобец.
Тем, кто приходит поклониться чудотворной иконе, кто идет с нею крестным ходом, внятны строки иерея Иоанна:
«Вновь над Церковью – дни тяжелые,
Тьмою Русь обступают врази…
Обнажив меч свой, Ратный Николае,
Словом Божьим их порази!»