Здесь будут размещаться Бонусы рублевые, долларовые и др. Перемещен раздел для более легкого размещения бонусов и возможности писать посетителям отзывы
Главная » 2017»Июль»10 » Президент разрешил детям официально работать, но с 14 лет
17:48
Президент разрешил детям официально работать, но с 14 лет
Традиция школьников подрабатывать во время каникул сформировалась давно: кто-то зарабатывает на новый iPhone, другим хочется купить брендовые кроссовки, а третьим приходится кормить семью. И хоть такие стремления постепенно идут на спад – число официально подрабатывающих подростков постепенно снижается, сегодня они вполне могут работать не только летом, но и после уроков, совмещая трудовую деятельность с учебой. Причем, теперь это можно делать вполне официально, с трудовым договором, отпуском и «белой» зарплатой.
Дело в том, что 1 июля обрели законную силу подписанные президентом поправки в трудовое законодательство, разрешающие подросткам с 14 лет заключать трудовые отношения и работать в свободное от учебы время. Фактически подросткам разрешено официально работать после уроков. Само собой, что интересы детей не могут быть не учтены: закон ограничивает их рабочее время, виды труда, к которому они привлекаются, а также требует согласия со стороны родителей и надзорных органов. Кроме того, работа не должна идти в ущерб учебе. Более того, с 14-летнего возраста разрешили заниматься предпринимательством! Карьерист.ру разбирался, к чему все это приведет и повысится ли спрос на подростков со стороны работодателей.
Поправки в ТК
Документом, размещенным на днях на официальных правительственных ресурсах, подросткам официально разрешили подрабатывать, причем как во время каникул, так и в свободное от учебы время – например, после уроков или при получении общего образования экстерном. Возраст, с которого тинейджеры смогут заключить трудовой договор, составил 14 лет – в таком случае для трудоустройства придется получить письменное разрешение органа опеки и родителей. С 15 лет контракт можно заключать уже самостоятельно, но условия остаются прежними: это должен быть обязательно легкий труд, не причиняющий вреда здоровью, а также не препятствующий успешному прохождению общеобразовательной школьной программы.
Напомним, что раньше в законодательстве отсутствовали отдельные нормативы – трудоустраивать подростков можно было лишь в свободное от учебы время, что трактовалось как время каникул. Кстати, поправками уточнены правила трудоустройства окончивших учебу и отчисленных подростков, чего также в законодательстве не было.
Кроме того, изменениями было уточнено и ежедневное рабочее время, которое подростки могут находиться на работе. Так, во время каникул,
дети 14-15 лет – 4 часа,
15-16 лет – 5 часов,
16-18 лет – 7 часов.
На время учебы и ее совмещения с работой, рабочий день подростков ограничен еще больше: для тех, кому
14-16 лет – не более 2,5 часов в день,
16-18 лет – до 4 часов в день.
Введение таких нормативов также можно считать новшеством, ведь ранее закон определял лишь максимальную длительность рабочей недели 14-летних, которая не могла превышать 24 часов.
Обратим внимание, что такие требования при трудоустройстве, далеко не единственные ограничения, которые имеются в трудовом законодательстве в отношении труда несовершеннолетних. При приеме на работу подростков, согласно ТК, работодатель обязан:
Соблюдать ограничения, касающиеся привлечения подростков к труду, а это, в частности, запрет работать на вредных и опасных работах, в игорном и ресторанном бизнесе, ночью и т.д.;
Отказаться от привлечения подростков к работе сверх нормы, от работы в официальные праздники и выходные, от направления в командировочные поездки;
Отказаться от увольнения подростка, без предварительно санкции комиссии по делам несовершеннолетних и ГИТ;
Проводить обязательный медосмотр своими силами;
Предоставлять удлиненный отпуск, длительностью 31 день и т.д.
Очевидно, что с такими ограничениями, работодателям попросту невыгодно брать на работу несовершеннолетних. По крайней мере, официально – практически всегда они работают нелегально.
Работать не по-детски
Проблемы с легальным трудоустройством российские подростки имеют давно – даже при наличии реальных механизмов, коэффициент официально оформленных подростков постоянно снижается. Так, по официальным данным Минтруда, если в 2014 году через центры занятости нашли работу почти 680 тыс. тинейджеров, то в 2016 году их численность упала до 590 тыс. человек. Работодатели не хотят связываться со службами занятости – в таком случае детей приходится оформлять официально. Куда проще найти их напрямую, через объявления, при этом лишив официального трудоустройства и всех сопутствующих прав. Часто их даже отправляют на работы во вредных и опасных условиях, что, конечно же, незаконно. Бывали случаи, когда это заканчивалось производственным травматизмом и несчастными случаями.
И в принципе, войти в положение предпринимателей можно: чтоб нанять подростка на работу, нужно собрать целый пакет справок и разрешений, обеспечить ему прохождение медкомиссии, соблюсти множество других формальных нюансов. И после всего этого, подросток проработает не более двух, максимум трех месяцев – все понесенные работодателем расходы физически не окупаются. Тем более что для тинейджеров предусмотрен сокращенный рабочий день – о сокращенной зарплате в ТК речь не идет, для подростка это стандартная норма выработки.
Но даже отбросив все эти формальные проблемы, в случае подросткового труда острее всего встает вопрос эффективности и продуктивности таких рабочих. Для работодателя очевидно, что куда больше пользы будет от взрослого работника. Даже если подростку предложат низкую зарплату, финансовая эффективность его работы и полученные выгоды оставят желать лучшего. А так как работодатели в первую очередь думают о прибыли, заботиться о трудоустройстве подрастающего поколения им попросту нет смысла. Поэтому единственная возможность трудоустроиться – соглашаться на нелегальную работу.
Кстати, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в таком формате трудится более 80% всех работающих несовершеннолетних. При всем этом, около 50% школьников и 70% несовершеннолетних студентов регулярно подрабатывают, естественно без официального оформления. Но есть и еще более впечатляющие данные – более 15% подрабатывающих подростков начали трудовую деятельность до 14 лет, что запрещено не только российским трудовым законодательством, но и международными нормативами ООН.
Нет другого выхода
Но у подростков, желающих работать или подрабатывать во время обучения, нет другого выхода – они может быть и хотели бы оформляться официально, но рынок диктует свои условия. Так, число подаваемых в службы занятости вакансий со стороны подростков постоянно сокращается, в то время как численность желающих подработать остается стабильно высокой, если даже не растет. В итоге детям попросту не остается выбора – или работать нелегально, или вообще не работать. И когда тебе как кровь из носа нужен новенький iPhone, выбор очевиден. Что ж, лучше так, чем клянчить деньги у родителей. Однако, риски нелегальной работы огромны: несоблюдение техники безопасности, переработки и даже потенциальная возможность остаться обманутым по зарплате. Впрочем, все как у взрослых – быстрые деньги лучше трудового договора и СНИЛСа.
Еще одна проблема: перечень вакансий, на которые официально готовы взять подростков. Службы занятости обычно ищут подсобников, помощников в коммунальные предприятия, озеленителей, помощников для соцработников и т.д. Они даже проводят регулярную работу с предпринимателями, обзванивая их и предлагая разместить летние вакансии для тинейджеров. Однако, предлагают, как правило, лишь низкооплачиваемые рабочие места, на которые взрослые попросту не согласятся. Центры занятости, дабы привлечь к ним молодых людей, даже оформляют на них небольшие доплаты, в размере до 2 тыс. рублей, хотя их привлекательность от этого особо не повышается. Но с другой стороны, в контексте соблюдения установленных законом условий приема подростков, едва ли кто-то будет готов предложить школьникам высокую или хотя бы среднюю зарплату.
То нужно учитывать и то, что многие из них все-таки хотят работать, и государство могло бы воспользоваться этим, запуская кампанию по легализации детского труда. Заставить бизнес нанимать тинейджеров вряд ли все-таки получится, но попытаться ввести для них определенные квоты, как для людей с инвалидностью, метод весьма действенный. Безусловно, это обеспечит подростков рабочими местами, но вот какой от этого толк для бизнеса – вопрос спорный. Нагрузка на него, очевидно, вырастет, а вот получат ли они от этого выгоду – неизвестно. Так что все введенные намедни нормативы – очередная формальность, прописанная в ТК. Реальной пользы, как для работодателей, так и для подростков, она не принесет. Куда больше было бы пользы не от новых законов, а от выполнения уже существующих. Но в этом вопросе «воз и ныне там».