Налоговые органы решили заняться электронными кошельками украинцев. Финансовый комитет парламента в апреле 2017 года доработал проект закона под номером 5361, который касается внесения изменений в области перевода средств. На основании этого закона предлагается радикально изменить сам подход к выпуску, обороту любых электронных средств.
Предлагается также разрешить выпуск электронных денег любым финансовым учреждениям, а не только банкам. При этом учреждение обязательно должно иметь лицензию на занятие такой деятельностью.
Адвокат Мария Золотарева, которая является руководителем практики таможенного и налогового права в компании АО «Вдовичен и партнеры» предполагает, что внедрение такого закона может значительно увеличить оборот средств именно на электронных кошельках украинцев.
По словам Марии Золотаревой, это изменит положение на рынке финансовых услуг. При этом физические лица смогут платить все налоги и сборы, а оборот средств может достигнуть показателей в 10 млрд. грн.
За 2016 год Национальный банк насчитал около 40 млн. кошельков у населения Украины. При этом годовой оборот средств сегодня составляет 3 млрд. грн. При этом важно понимать, что речь идет не только о средствах, которые эмитированы на территории Украины.
На основании того, что интерес среди украинцев к электронным деньгам растет, можно предполагать, что этой областью непременно заинтересуются налоговики. Это не так интересно, как офшор, но все равно налоговики стремятся контролировать эту область.
«С 2014 года за месяц до конца сроков декларирования доходов налоговики выпускают письмо, в котором указывается, что все плательщики должны декларировать средства, которые зачислены на электронные кошельки. С этих средств каждый плательщик обязан уплатить НДФЛ. Но на сегодняшний день не известно еще ни одного факта уплаты такого налога», — рассказала адвокат Мария Золотарева.
Юрист считает данный подход спорным. Электронные деньги являются средством платежа, которые могут использоваться или не использоваться. С другой стороны они являются денежными обязательствами, которые погашаются как наличными, так и безналичными средствами. По словам юриста, если приходят на счет средства, как можно считать их доходом, реально дохода нет.
По мнению юриста, электронные деньги необходимо приравнять к ценным бумагам. Это позволит отдельно рассчитывать весь доход по электронным кошелькам.
Позиция налоговых органов пока остается непоколебимой. Это означает что риски доначисления налога, в виде НДФЛ остаются довольно высокими. Если государство введет все же контроль за оборотом электронных средств для граждан Украины, то ситуация может измениться.
Уже есть прецеденты, когда судом выноситься решение, где четко указано, что при помощи электронных кошельков и электронных денег были совершены противоправные действия. Как пример можно считать определение Краматорского суда №234/627/17, вынесенное 5 мая 2017 года.
В таком случае, помимо самого уголовного дела автоматически встает вопрос об уклонении от уплаты налогов. Налоговики пока не имеют другой возможности узнать об электронном кошельке и его средствах. А сами граждане не особо стремятся добровольно сообщать информацию о состоянии своих электронных кошельков.
В России в 2011 году была введена норма, согласно которой все граждане, у которых есть электронные кошельки, обязаны уведомлять об этом государственные органы. Однако уже через 3 года данную норму отменили, потому что она фактически не работала, и не было предусмотрено ответственности за уклонение от такого информирования.