С целью предотвратить введение санкций с занесением Украины в черный список Организации экономического сотрудничества и развития необходимо уже в течение текущего года реализовать 4 базовые требования BEPS (из 15 действующих). В перечень особо значимых нововведений входит:
- Введение механизмов, исключающих фиктивное льготное налогообложение, действующее с целью предотвращения двойного удержания налогов.
- Утверждение обязательного документального обоснования цен на товары и услуги, предоставляемые взаимозависимым лицам, а также отчетности о ведении международной деятельности.
Согласно заявлению Министра финансов А. Данилюка, приоритетом для Украины является введение эффективной системы налогообложения, но только в тех сферах, где присутствует экономическая деятельность с выделением дополнительной стоимости. Адаптация украинского законодательства к стандартам BEPS – это способ продолжить работу в направлении валютной либерализации, курс на которую уже взят на текущий момент.
В качестве примера действия нововведений можно выделить: предоставление гражданами Украины информации о работе в иностранных компания, прибыль которых подлежит налогообложению в Украине, или же требование обязательного предоставления данных о структуре международных компаний.
Пути реализации нововведений
Эксперты согласны, что для оздоровления экономики следует принимать рациональные и последовательные меры. В частности, необходимо отказаться от применения норм Конвенции, регулирующей механизмы отказа от двойного налогообложения, если это влечет за собой риски ведения налогов в тень.
Использование Конвенции становится неуместным решением в тех случаях, когда проводится тестирование целей работы компании для определения целесообразности проведения оптимизации налогообложения. Также не допускается использование льготных ставок для нерезидентов Украины, соответствующих критериям Substance.
Четкие критерии для успешной реализации поставленных целей – базовая задача, которая стоит перед Министерством финансов. При этом от МВФ уже поступило предложение: использование льгот плательщиком при выплатах доходной части нерезидентам должна быть доступной только в случае, если эта выплата облагалась на таком же уровне и выше.
Даже в случае несоблюдения указанных норм у плательщика должно оставаться право на объяснение перед налоговой службой: отражение сути сделки и смысла ее проведения. В случае их принятия в качестве приемлемых, допускается предоставления налоговых льгот, предусмотренных Конвенцией.
Важным критерием для льготного обслуживания является ведение бизнеса в той стране, в которую из Украины идет капитал. Даже при пассивном финансировании должна иметь место динамика деятельности, то есть вестись работа по привлечению инвестиций и эффективному расходованию средств. Все это требует дополнительных ресурсов как финансовых, так и людских.
Не следует упускать из вида и тот факт, что льготы становятся доступными только при осуществлении выплат компаниям, имеющим достаточный рейтинг и высокий статус на фондовом рынке. Чиновники Минфина обращают внимание на то, что указанные критерии еще нельзя рассматривать как окончательные и не факт, что они гарантированно будут закреплены законодательно.
Реальные шаги и достижения
Работа по реализации намеченных целей уже находится в активной стадии. Даже имеются первые успехи, например, выявлены случаи (пока единичные) мошеннических действий, связанных с открытием зарубежных счетов без получения на то разрешения НБУ.
Есть пример удачной операции, проведенной совместными усилиями сотрудников Генеральной прокуратуры Украины и Службы финансового мониторинга, когда удалось взять в разработку и задержать нарушителя, занимающегося незаконными финансовыми операциями с банковскими картами.
Облегчает работу тот факт, что у украинских служб есть доступ к информации о гражданах, занимающихся ведением экономической деятельности за рубежом. В частности, Польша подготовила к передаче в Украину финансовые данные по ее гражданам: информацию о размере доходов и объемах налоговых отчислений. И пусть это пока эпизодические моменты, но есть повод рассчитывать на автоматизацию процесса обмена налоговой информацией. Работа в этом направлении ведется параллельно с внедрением рекомендаций BEPS. Для того, чтобы ожидания стали реальностью, украинской стороне необходимо доказать Европе и США наличие надежной системы защиты информации от несанкционированного доступа.
Юристы отмечают позитивную динамику процесса обмена информацией между службами финансового мониторинга. Еще недавно запрос от налоговой службы Украины, поданный в иностранное ведомство, обрабатывался до 4 месяцев, сегодня на это уходит не более месяца.
В эффективном обмене информацией, касающейся ведения гражданами финансовых операций за рубежом, заинтересованы налоговые службы многих стран. Доказательством этому может служить подписание двустороннего договора между США и Украиной, касающегося внедрения мер, направленных на улучшение выполнения установленных налоговых правил. Также в документе говорится о применении в Украине (как и в 60 странах мира) положений, утвержденного в США Закона «О налоговых требованиях к иностранным счетам». В соответствии с положениями, иностранным банкам предлагается альтернативный выбор: предоставлять отчетность в налоговую службу США либо при проведении безналичных международных переводов столкнуться с удержанием до 30% от суммы.
Действие Закона предполагает передачу уведомления в случае открытия счета на сумму более 250 тысяч долларов. Чтобы не попасть в систему мониторинга можно использовать дробный метод размещения средств, но, как отмечают эксперты, для проведения таких операций возникает необходимость в дополнительных административных и финансовых усилиях, лишающих работу по открытию счетов на сумму до 100 тысяч долларов любого коммерческого смысла.
Банки проявляют все большую требовательность к клиентам, запрашивают больше информации, контролируют гражданский статус клиента. Именно поэтому жертвой новой системы в первую очередь станут те, кто не изменил методов работы в обновленных финансовых условиях, в которых появляется больше прозрачности, а теневая сторона и офшор переходят в изоляцию.
Какие риски влечет новая система
Крупные иностранные фонды и компании, которые скрывают настоящих собственников, не позволят спрятаться за ширмой, работая при этом в легальном правовом поле. При выходе в нормальную юрисдикцию выявить владельца счета не составит труда, а информация о финансовой деятельности при этом будет передана в налоговые органы Украины. Введение режима обмена данными и информацией препятствует сохранению конфиденциальности, которую, по идее, должен обеспечивать траст или иная подобная офшорная структура.
В Украине деятельность таких компаний была ориентирована на сокрытие финансовых операций, контролируемых в рамках трансфертного ценообразования. Ввиду этого, возрастают риски несения ответственности за отсутствие отчетности за проведения подобных операций за прошлые годы.
Учитывая, что многие предприятия на момент начала своей деятельности не получили разрешения на ведение бизнеса от Антимонопольного комитета Украины, то при выявлении данного факта появляется риск штрафных санкций.
Сложность состоит в том, что выявляя бенефициарного собственника доходов компании, нельзя быть уверенным в том, что данное лицо является законным собственником компании. Английское законодательство, например, позволяет налоговикам просматривать открытые реестры, при необходимости делая дополнительные запросы, и даже открывать уголовное производство, с целью определения бенефициара.
Механизм работы Фискальной службы Украины предусматривает проведение проверок статистических данных по внешнеэкономической деятельности, сравнительного анализа данных, отражающих объемы выхода товаров и средств из Украины и последующего захода в другую страну. Также проводится проверка связей КИК по показателям трансфертного ценообразования.
В качестве иллюстрации, можно привести пример. Из США приходит информация о том, что деятельность компании имеет признаки фиктивной работы (отсутствие персонала, дистанционное управление с Кипра). Делается запрос на официальный адрес, откуда поступает ответ об отсутствии активов компании. Поступление данных в Украину – один из этапов контроля трансфертного ценообразования.
Также вариант – украинская компания передает информацию о размещении на Кипре маркетингового центра, занимающегося оптовыми поставками продукции из Сингапура в Украину. Затраты и финансовые риски компании – на лицо. Суть переданных данных соответствует требованиям закона, но во внимание попадают цифры: показатель валовой рентабельности не более 20%. Возникает резонный вопрос о заработках, которые получает кипрская компания, из персонала которой на Кипре только директор. Отсюда вывод, что исследования проводятся сотрудниками в Украине, а работа персонала ведется через подставной IP-адрес. Вследствие этого доходы компании, остающиеся на счетах Кипра, должны облагаться налогами на территории Украины, где фактически работает предприятие. Чтобы предотвратить санкции, компании следует обосновать и доказать реальность своей деятельности на Кипре, предоставить характеристику экономической деятельности и соответствующую документацию. Такова упрощенная схема действий сотрудников ГФС, работающих в сфере контроля ТЦО.
Важно отметить, что рекомендации BEPS рассчитаны и на внедрение новых стандартов предоставления отчетности по трансфертному ценообразованию. Для международных компаний будет действовать три типа отчетной документации: master file – ключевой файл, отражающий информацию об организации и структурном устройстве группы; local file – отчет по проведенным операциям в рамках ТЦО (по каждому из государств, где компания ведет свою деятельность); country-by-country report - файл с документацией по деятельности в каждом из государств из перечня присутствия.
По утверждению налоговиков, такая ситуация не провоцирует добавочного начисления налоговых платежей, а требует лишь дополнительной оценки правильности отчислений, сделанных в Украине. ГФС будет необходимо либо обращаться за детализацией информации по работе компаний, либо организовывать проверочные мероприятия.