- Чтобы получить временное право на нулевую ставку налогов и взносов, самозанятые граждане должны будут уведомить ФНС об осуществлении одного из этих видов деятельности, - пояснил кандидат юридических наук ЮФУ Юрий Пономарев. - А затем им предстоит определиться с дальнейшим статусом: стать индивидуальным предпринимателем или найти другую работу. Эта мера должна не только вывести бизнес из тени, но и дать понятие о масштабе этой сферы, поскольку на сегодняшний день точное число фрилансеров, получающих доход от нигде не зарегистрированной деятельности, неизвестно. Пока мы имеем лишь косвенные данные об их количестве.
Как говорят специалисты Пенсионного фонда Ростовской области, процесс регистрации новых самозанятых и снятия с учета тех, кто прекращает деятельность, идет постоянно, но в среднем их количество сохраняется. По данным ведомства, к 1 марта этого года в регионе 144 тысячи самозанятых налогоплательщиков. Год назад было 140 тысяч. При этом около трети от общего числа самозанятых предпочитают прятаться в тени, говорят эксперты.
- С начала года к нам обратились 26 человек, которые попадают под это расплывчатое понятие "самозанятые граждане", - рассказала ведущий менеджер кадрового агентства Татьяна Полищук. - Возможностями, которые предоставляет новая норма закона, заинтересовались четыре человека - парикмахеры и массажист. Но они никак не могут понять, как вести даже простейшую бухгалтерию. Значит, ИП не для них. С другой стороны, их беспокоит, как будет рассчитываться пенсия, поэтому они хотят легализоваться. Но пока для этой категории налоговых послаблений нет.
Репетитор по математике Елена С. объяснила, почему не желает становиться на учет в налоговой инспекции.
- У меня сезонная работа. Летом никто не хочет напрягать детей, осенью родителям кажется, что ребенок сам во всем разберется. Только под конец года все просыпаются и начинают заниматься. По моим подсчетам репетиторы зарабатывают в среднем месяцев шесть-семь в году, а остальное время живут кто чем. Кстати, урок стоит от 400 рублей, больше трех детей я взять не могу. Так что обогатиться у меня никак не получается. Зачем же мне становиться на учет? Нет гарантии, что после налоговых каникул с меня не начнут снимать проценты так же, как с обычного бизнесмена. А я уже успела засветиться и сижу у фискальных служб на крючке.
Не желают легализоваться при любых условиях представители народных промыслов, художники и ремесленники самого разного толка.
- Я расписываю тарелки, которые продают в Старочеркасске уже другие люди примерно по 200 рублей, - рассказывает художник-декоратор Наталья Ефимова. - Продажа идет только в туристический сезон. За каждую тарелку получаю 30 рублей. В день, работая с утра до вечера, делаю 10 тарелок. Какие налоги я могу заплатить с этой мизерной суммы? Даже когда таким, как я, предоставят налоговые каникулы, я не легализуюсь. А если нас все же вынудят зарегистрироваться, то народные промыслы канут в Лету.
Но есть и более обеспеченные представители свободных профессий. Средняя месячная зарплата художников, декларированная работодателями в налоговых органах РФ, составила 22 - 30 тысяч рублей в зависимости от региона. Но сам процесс декларации доходов вызывает у мастеров кисти стойкую неприязнь.
- Особый шик для ценителя живописи приобрести картину в мастерской художника, при этом деньги передаются из рук в руки, - говорит маринист Сергей В. - Проконтролировать этот процесс нет никакой возможности, разве что я сам захочу на себя донести. Если холсты "уходят" через галерею, то налоги с их продажи платит владелец салона, как обычный предприниматель, торгующий табуретками. Сегодня 30 процентов работ я продаю через свой сайт. Ситуация абсолютно неконтролируемая. Если вдруг возникает вопрос, за счет чего живу, отвечаю: "Любимая женщина (мама, тетя) зарабатывает". Объявить меня тунеядцем никто не имеет права. Художнику ничего не стоит ускакать от налогов вдаль на розовом коне.
Но "ускакать" все сложнее, да и не совсем это резонно, утверждают экономисты.
- Статью "Тунеядство" отменили еще в 1991 году, и художника уже не упрекнешь в том, что он нигде не работает. Но позиция ФНС в отношении людей "свободных профессий" проста: они тоже должны платить налоги, - говорит экономист Александр Фатеев. - Уже были случаи, когда художников пытались привлечь к административной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность. На Арбате, например, проходили рейды, на художников составляли протоколы за незаконную торговлю. Правда, уличные вернисажи пока так никуда и не делись.
Александр Мочалов, член Союза художников РФ:
- Фрилансеры закрывают брешь, которая образуется в тех сферах деятельности, где работают легализованные граждане. Потребность в репетиторах возникла, потому что учителя не справляются с нагрузкой и плохо объясняют материал. В массажистах - потому что в физиотерапевтические кабинеты стоит гигантская очередь. В парикмахерах - потому что цены в цирюльнях высокие, а мастерство не всегда им соответствует. И так в каждой области. Обложите народные промыслы налогами, и они совсем загнутся. А кому помешали художники? Есть ведь еще такое понятие, как культурная выгода. Уличные вернисажи облагораживают облик города и привлекают туристов. На каких весах вы взвесите эту пользу и как переведете в звонкую монету?