В пресс-конференции приняли участие:
- заместитель Руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве Дмитрий Юрьевич Стрелецкий;
- исполняющий обязанности начальника отдела обеспечения процедур банкротства УФНС России по г. Москве Андрей Александрович Фомин;
- заместитель начальника отдела обеспечения процедур банкротства УФНС России по г. Москве Владимир Александрович Лахтиков.
Спикеры Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве рассказали журналистам о вступивших в силу в 2016 году нововведениях Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; пояснили, что представляет собой процедура банкротства юридических и физических лиц, в каких случаях налоговые органы участвуют в процедурах банкротства и как изменилась их роль, как уполномоченного органа, в делах о банкротстве.
Заместитель Руководителя Управления ФНС России по г. Москве Д.Ю. Стрелецкий сообщил о новом подходе Федеральной налоговой службы к процедурам банкротства налогоплательщиков, их инициированию и сопровождению.
«За 1,5 года произошли значительные изменения в законодательстве о банкротстве, благодаря которым существующая модель использования механизма банкротства как средства уклонения от уплаты долгов должна перестать быть экономически оправданной, - заявил спикер УФНС России по г.Москве. - В частности, введен институт банкротства физических лиц; налоговые органы получили право самостоятельно штрафовать недобросовестных руководителей должников, уклоняющихся от подачи заявления о своем банкротстве; увеличился срок включения в реестр налоговой задолженности, внесены изменения в части привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности и т.д.».
«Наша сегодняшняя задача - поднять на качественно новый уровень работу по взысканию задолженности в процедурах банкротства, каждая из которых должна стать экономически эффективной для бюджета. Нам не интересно банкротство ради банкротства. Главная цель реализации данной концепции - достижение максимального погашения задолженности перед бюджетом», - отметил Д.Ю. Стрелецкий.
Так, в прошлом году налоговыми органами направлено в Арбитражный суд порядка 1300 заявлений о банкротстве юридических лиц, однако из-за отсутствия у должника каких-либо активов введена была всего 201 процедура банкротства. В текущем году налоговые органы г. Москвы инициировали лишь 57 процедур банкротства, поскольку в соответствии с установленной концепцией экономической эффективности банкротство инициируется только в тех случаях, где возможно формирование реальной конкурсной массы и поступление денежных средств в бюджет.
«При отсутствии у организации активов налоговые органы проводят работу с контролирующими и взаимозависимыми лицами, действуют как в рамках налогового законодательства, так и с применением механизма, предусмотренного Законом о банкротстве. В случаях, когда налогоплательщики не погашают долг перед бюджетом и при этом полностью переводят бизнес на другую организацию, мы взыскиваем задолженность с зависимых лиц посредством применения п. 2 ст. 45 НК РФ. Кроме того, в рамках процедуры банкротства идет работа по привлечению к субсидиарной ответственности бенефициаров должника», - добавил заместитель начальника отдела обеспечения процедур банкротства УФНС России по г.Москве В.А. Лахтиков, подчеркнув, что «в настоящее время по данным категориям дел уже создана устойчивая судебная практика в пользу налоговых органов».
И.о. начальника отдела обеспечения процедур банкротства А.А. Фомин уточнил, что одним из приоритетов налоговых органов является заключение мировых соглашений в рамках дел о банкротстве. Так, в текущем году налоговыми органами было заключено 7 мировых соглашений на общую сумму 814 млн рублей. По ним в бюджет уже поступило порядка 60 млн рублей.
«Хочу отметить, - подчеркнул Д.Ю. Стрелецкий, - у нас нет задачи обанкротить предприятие. Напротив, у нас прямая заинтересованность в том, чтобы оно продолжало работать. Для добросовестных налогоплательщиков, которые хотят погасить долг, но по объективным причинам не могут сделать это сразу, мы всегда готовы рассмотреть варианты рассрочки, в том числе посредством заключения мировых соглашений. Это важно не только для бюджета, но и с социальной точки зрения, для сохранения рабочих мест. Аналогичные принципы реализуются и в отношении физических лиц».
Всего по состоянию на 1 октября текущего года на территории города Москвы в процедурах банкротства находятся 5496 налогоплательщиков-организаций и физических лиц с задолженностью 187 млрд рублей. В ходе инициирования и проведения процедур банкротства в 2015 году с участием уполномоченного органа должниками погашена задолженность в размере 4,5 млрд рублей; за 9 месяцев текущего года – на сумму 7,2 млрд рублей.
С начала действия положений закона «О несостоятельности (банкротстве)» в отношении граждан в г. Москве всего введено 1118 процедур банкротства на сумму 272 млн рублей, при этом налоговыми органами инициировано только 16 процедур. Погашено 1,5 млн рублей задолженности перед бюджетом.
С начала 2016 года к административной ответственности налоговыми органами Москвы привлечено 426 руководителей должников.
За 2015 и первое полугодие 2016 года к субсидиарной ответственности по заявлениям инспекций привлечены 82 руководителя должников на общую сумму в размере 3,4 млрд рублей. В бюджет возвращено 88 млн рублей.
Для номинальных руководителей действуют принятые изменения в законодательство об административной ответственности — за неисполнение решения о привлечении к субсидиарной ответственности их станут дисквалифицировать, а значит, они не смогут повторно быть использованы в схемах со списанием долгов. Так, за неисполнение судебных актов о привлечении к субсидиарной ответственности уже дисквалифицировано 2 руководителя, и это только начало.
«Проверить, не участвует ли ваш потенциальный бизнес-партнер в процедуре банкротства можно с помощью сайта Арбитражного суда, где публикуются все судебные акты о банкротстве - добавил В.А. Лахтиков. – Есть также Единый федеральный реестр сведений о банкротстве – это открытая информация».
Отвечая на вопросы журналистов о будущем процедуры банкротства граждан и ожиданиях на следующий год, Д.Ю. Стрелецкий подчеркнул: «Не следует ожидать значительного увеличения количества банкротств граждан по нашим заявлениям в следующем году, поскольку мы подходим к данному вопросу индивидуально и инициируем процедуру только в отношении недобросовестных должников, уклоняющихся от уплаты долгов, имеющих при этом доходы и обладающих имуществом. Кроме того, помимо процедуры банкротства мы применяем также иные предусмотренные налоговым законодательством механизмы взыскания задолженности. Банкротство является крайней мерой».
Аудиоверсию пресс-конференции можно прослушать по ссылке.