После публикации в апреле этого года ряда документов из так называемого «панамского досье», по всему миру прошла волна скандалов. Оказалось, что чиновники из многих стран пользовались услугами различных оффшорных компаний для сокрытия доходов, полученных незаконными путями.
Тогда же всплыли факты, что значительные скрытые от глаз посторонних суммы денег могли попасть в Лондон. Среди собственников дорогих особняков в лучших районах британской столицы оказались весьма известные в мире личности, например сын бывшего президента Египта Хосни Мубарека, которого в стране успели обвинить в коррупционных сделках. Там же засветился спикер парламента Нигерии Букола Сараки, подозреваемый в неуплате налогов.
Многие средства массовой информации в стране стали говорить в своих публикациях о том, что Британия начала превращаться в мирового лидера по отмыванию средств. Национальное агентство NCA, занимающееся борьбой с преступностью, сообщило, что в страну ежегодно поступает около 100 млрд в пересчёте на фунты, полученных незаконными путями. Большинство поступающих средств расходуется на покупку особняков, драгоценностей и предметов искусства.
После серии громких скандалов британские власти стали уделять большое внимание закрытию возможностей для поступления незаконных денег. На прошлой неделе в парламенте рассматривался законопроект, в котором правоохранительным органам страны будут даны большие полномочия для пресечения отмывания средств и борьбы с коррупцией.
Средства чиновников под пристальным вниманием
Проект внесли в Палату Общин, и он смог пройти первое чтение. Последующее рассмотрение пока не запланировано. Дата принятия закона также не известна. В случае его утверждения силовые структуры получат в свои руки инструмент для конфискации незаконно нажитого имущества и ареста средств на счетах.
После принятия законопроекта власти смогут конфисковать приобретённые предметы искусства, ювелирные изделия, украшения и драгметаллы. Инициатором принятия столь жёстких мер выступило Министерство внутренних дел.
Закон обяжет особ, подозреваемых в неуплате налогов, скрытия доходов и коррупции, предъявить свои источники поступления денег, на которые куплены дома и прочие активы. Владелец собственности, стоимостью свыше 100 тысяч британских фунтов, будет обязан доказывать законность приобретения.
Проект не ставит всех владельцев крупных объектов в Лондоне и других городах в один ряд. Такую оговорку сделали в Министерстве внутренних дел. Под прицел правоохранителей попадут, прежде всего, видные государственные деятели и крупные чиновники стран, находящихся за пределами Европы. С таким же усиленным вниманием будут рассматриваться покупки людей, совершивших на родине крупные преступления.
Среди лиц, которые могут пострадать от принятия такого законопроекта, находятся и российские крупные чиновники. Многие из них были замечены в сделках при покупке элитной недвижимости. Информация получена от Антона Поминова, являющегося руководителем российского отделения организации Transparency International. Введённый закон сделает скрытие нелегальных доходов делом сложным и опасным. Однако существует и небольшая проблема: большинство сделок по приобретению недвижимости проводится через компании в офшорах, поэтому многое в деле наказания виновных будет зависеть от упорства и старания британских властей.
Секреты Бейкер-стрит
Столичное отделение организации Transparency International в прошлом году опубликовало сведения о сделках, проводимых фирмами-невидимками. Из них 75% причислено к недобросовестным. Средства для их совершения были получены неофициально и без уплаты налогов. Многие сделки находятся в оперативной разработке британской полиции. В Лондоне сегодня имеется 36 тысяч объектов, оформленных на оффшорные фирмы. Большинство из них получили прописку на Виргинских островах, принадлежащих Британии. В столичном районе Вестминстер таких фирмам принадлежит десятая часть недвижимости.
Особое место в престижном районе занимает улица Бейкер-Стрит. На ней расположена группа зданий от 215 до 237 номера, которые находятся во владении нескольких фирм, зарегистрированных в оффшорных зонах. Общая оценочная стоимость домов составляет 137 млн британских фунтов.
После многочисленных расследований британских и зарубежных организаций, занимающихся поиском преступно нажитых капиталов, эксперты пришли к выводу, что приобретённые в Лондоне дома, скорее всего, принадлежат окружению известного предпринимателя Рахата Алиева, зятя президента Казахстана. У себя на родине он понёс наказание за организацию государственного переворота и похищения, но совершил суицид.
Риэлторы прикрывают покупки
Во многих случаях выяснение принадлежности конкретного объекта собственности не приводит к настоящему владельцу. Об этом рассказал Антон Поминов. Из-за этого новый закон получит большую поддержку в среде правоохранителей и станет надёжным инструментом для успешной работы.
Начальник отдела одной из риэлтерских контор в Лондоне Екатерина Зенькович сообщила, что проект даст возможность принять меры для установления личности владельца недвижимости. Риэлторы в большинстве случаев сами проверяют информацию об источниках средств, но обращаются в полицию по поводу свои подозрений только в 0,05% сделок.
http://offshore.su/blog/offshore_news/komu-stanet-xuzhe-v-britanii-posle-prinyatiya-antiotmyvochnogo-zakona.html#more-39248