Налоговое ведомство приступило к контролю за перемещением граждан за границу и обратно.
Налоговая служба приступила к практике запросов о пребывании российских граждан за границей, сообщил Лайфу источник в Погранслужбе. Хотя само соглашение о взаимодействии между ведомствами было подписано ещё в 2000 году, оно практически не работало, поток запросов начался только в последние недели, отмечают в службе.
— В последнее время мы получаем десятки запросов по въезде и выезде граждан от налоговой службы, хотя ранее почти их не получали, — говорит собеседник Лайфа. — Налоговики интересуются о том, когда тот или иной гражданин выехал за пределы страны и въехал обратно.
В ФНС подтвердили информацию Лайфа, отметив, что не ведут статистику по количеству обращений в Погранслужбу.
— В настоящее время получение указанных сведений возможно путём направления запросов, — заявили в пресс-службе ведомства.
Интерес налоговиков к перемещениям россиян вовсе не праздный. После принятия закона об иностранных контролируемых компаниях многие обеспеченные россияне стали больше проводить времени за границей. Дело в том, что по этому закону с 2015 года все россияне обязаны отчитываться перед налоговой службой, если владеют более 10% зарубежных компаний (так называемые КИК — контролируемые иностранные компании). В прошлом году они должны были задекларировать свои иностранные активы перед ФНС, а с 2017 г. появится необходимость платить налог с нераспределённой прибыли КИК по ставке 20% для юрлиц и 13% для физлиц.
Впервые задекларировать прибыль КИК организациям нужно в конце марта 2017, а гражданам — в конце апреля будущего года. За недостоверные сведения или неуплату налогов полагается штраф — 20% от недоплаченной суммы плюс пени за неуплату. Однако если россиянин провёл за рубежом более 183 дней, он перестаёт являться резидентом России, и требование закона о КИК на него больше не будет распространяться.
— Налоговики хотят получить возможность для оценки, действительно ли конкретный россиянин проводит за границей большую часть времени, — говорит партнёр Paragon Advice Group Александр Захаров. — Это используется некоторыми гражданами для того, чтобы избегать обязанности по раскрытию участия в иностранной компании или некорпоративной структуре, а также неуведомлению по наличию контроля в них. Без такой информации из Погранслужбы налоговикам пришлось бы либо верить на слово таким налогоплательщикам, либо проверять отметки погранслужбы в их паспортах для выезда за рубеж. Нельзя исключать, что в будущем налоговики также попытаются получить информацию о наличии второго гражданства или иностранного ВНЖ у конкретных налогоплательщиков для проведения более скрупулёзных проверок.
Впрочем, и не владеющими офшорами внимание налоговиков может влететь в копеечку. Например, если фрилансер или командировочный проживает где-нибудь за рубежом, а доход получает от российских работодателей. Ведь по закону, если он более полугода пробыл за границей, работодатель обязан взыскивать с его зарплаты не 13% подоходного налога, а все 30%.
— Случается, что в первые месяцы календарного года производятся какие-то выплаты работнику, а потом он уезжает в длительную загранкомандировку и утрачивает статус налогового резидента РФ, — говорит юрист бюро "Деловой фарватер" Марина Емельянцева. — В этом случае организация вынуждена пересчитывать НДФЛ за те месяцы, когда работник считался резидентом — ведь налог бухгалтер считает за каждый месяц с начала календарного года. Очевидно, что самостоятельно налоговые органы вместе с пограничными службами могут не только быстро и точно установить налоговый статус каждого лица, но и существенно упростить процесс расчёта налога и контроль за его уплатой.
|