Российское правительство на заседании поручило ФНС заняться подписанием соглашения относительно многостороннего обмена информацией. В связи с данными событиями, срок подачи спецдеклараций в рамках объявленной «оффшорной амнистии» сократился до двух месяцев. Продлеваться данная амнистия не будет. Хотя Федеральная налоговая служба получит данные по поводу незадекларированных счетов только в самом конце 2018 года, проблемы с зарубежными денежными средствами российского происхождения, способными вызвать интерес у налоговиков, появятся уже с 1 июля текущего года.
В повестку дня правительственного заседания, состоявшегося 28 апреля, включен был вопрос относительно присоединения России к соглашению о сотрудничестве между официальными органами различных стран в сфере автоматического раскрытия имеющейся финансовой информации. Это соглашение представляет собой многосторонний договор, регулирующий автоматический стандартизированный обмен между налоговыми органами разных государств имеющейся у них информацией о налогоплательщиках. Проект автоматического обмена, как известно, запущен был несколько лет назад G20 одновременно с проектом ОЭСР/ G20 BEPS, направленным на борьбу с размыванием имеющейся налоговой базы. Россия входила в число инициаторов «проекта BEPS», но то, на каких именно условиях и когда она присоединится к MCAA, до недавнего времени известно не было.
На окончательное решение, по всей видимости, повлияло изменение позиции юрисдикций, связанное с раскрытием информации относительно собственников офшор компаний. Произошло это в марте 2016, когда были опубликованы «панамские файлы». Теперь процесс раскрытия информации, включая и информацию о собственниках активов, способен приять лавинообразную форму, поэтому у России нет больше смысла ограничивать свое участие в данном процессе. Генсек ОЭСР Х. А. Гурриа говорил на состоявшемся 16 апреля заседании G20 о семидесяти государствах, обязавшихся раскрывать партнерам финансовую информацию (счета, владельцев этих счетов, типы фининститутов и пр.) в течение последующих двух лет. Россия названа была в списке государств, которые готовы к обмену данными с 2018 года относительно счетов, а также их владельцев. При этом такие государства, как Бахрейн и Панама были упомянуты в качестве юрисдикций, которые отказались назвать сроки, когда они присоединятся к CRS MCAA. С того момента власти двух этих государств заявили, что готовы принять стандарт, сегодня количество юрисдикций, которые станут участниками обмена, превышает девяносто.
Как стало известно, вопрос относительно предоставления прав российской налоговой службе подписывать документы по поводу присоединения к CRS MCAA, рассмотрен будет в закрытом режиме. По заверению представителей налоговой службы, решение относительно присоединения к MCAA является плановым и к «панамскому архиву» никакого отношения оно не имеет. Замминистра финансов И. Трунин уверяет, что данное решение направлено не на ускорение подписания соглашений, а на ликвидацию допущенного отставания.
Предполагается, что данное соглашение будет подписано совсем скоро – до конца мая текущего года, что весьма неудобно для собственников иностранных счетов, которые еще не определились относительно участия в «офшорной амнистии», продленной правительством до первого июля. Фактически, в их распоряжении имеется еще два месяца на подачу спецдекларации либо на закрытие иностранных счетов в тех юрисдикциях, которые обмениваются отчетами между собой в рамках CRS. Делать это после первого июля будет уже бессмысленно – ведь хотя данные отчета ФНС России сможет получить только к концу 2018, изменить последствия владения налоговыми органами данными данным будет уже невозможно. Налоговики смогут использовать оказавшиеся в их распоряжении сведения для доначислений налогов либо для судебного преследования.
В октябре прошлого года ОЭСР опубликовала свои трехуровневые стандарты отчетности. Им должны соответствовать отчеты CbCR и стандарты по «локальным файлам» и «мастер файлам» ведущих международных корпораций, которые отчитываются соответственно национальному законодательству. В конце января тридцать одно государство, включая Великобританию, Германию, Китай, Швейцарию и прочие страны, подписало конвенцию также в части CbCR. Россия пока что не обозначила свою позицию по обменам, осуществляемым в рамках CbCR. Неизвестен также принцип работы вторичных механизмов в рамках CbCR и CRS. Известно только, что некоторые компании могут обязать принудительно раскрывать в определенных юрисдикциях информацию, способную попасть в итоге в ФНС России.
http://offshore.su/blog/offshore_news/stalo-izvestno-chto-rossiya-uzhe-v-mae-planiruet-prisoedinitsya-k-obmenu-nalogovoj-informaciej-mezhdu-