I. Св. Никита, епископ Новгородский, ныне воспоминаемый Церковию чудотворец, был сначала затворником и иноком киевопечерским. Будучи возведен во епископа новгородскаго, 13 лет пас церковь новгородскую, и еще при жизни был прославлен даром чудес. В начале своих подвигов, когда он удалился в затвор, с целию, чтобы прославиться, был прельщен диаволом. Диавол явился ему в виде ангела и сказал: «ты не молись, а только читай и учи других, а я буду молиться вместо тебя». Свв. подвижники, современники Никиты, пришед к нему, вразумили его и, молитвами своими и постом отогнав диавола, вывели из затвора. Почил св. Никита в 1108 г. Мощи его обретены в 1558 г. и открыто почивают в новгородском Софийском соборе.
II. Злой дух, намеревавшийся погубить препод. Никиту, был прогнан молитвами св. печерских подвижников, соединенными с постом. Итак
«молитва и пост» суть могущественныя средства в борьбе с диаволом.
Господь I. Христос, указывая на силу
молитвы и поста против злых духов, сказал:
«сей род» — бесовский не
«может выйти иначе, как от молитвы и поста» (
Марк. 9:29). Эти слова поучают тому, что и всем нам, братие, для освобождения от власти диавола, для изгнания из себя овладевающаго нами духа злобы, необходимо вооружиться против врага нашего спасения молитвою и постом.
а)
Молитва отражает стрелы вражии от человека уже тем, что возвышает истинно, благоговейно молящагося над миром, соделывает прилежно молящагося невнимательным к наветам диавольским, расторгает союз с диаволом: ибо молитва, по словам великаго молитвенника св. Иоанна Лествичника, есть сопребывание, соединение человека с Богом, а кто с Богом, тот против врагов Его. Духовный воин, предстоя Царю царей, страшен бывает для врагов своих, которые, видя его беседующим с Богом, бегут от него, как бы некиим огнем опаляемы. И, что всего важнее, высшая благодатная помощь Всесвятаго Духа, без которой никакая духовная стража и предусмотрительность, никакая сила духовнаго мужества и оружия не предохранили бы Христова воина от вражеских козней и плена, приобретается молитвою. Ибо хотя Господь, как всеведущий, и прежде нашего моления знает наши нужды (
Мф. 6:8), и как всеблагий, всегда готов нам ниспослать благодатную помощь, однако по премудрости Своей, не желая нарушать дарованной нам свободы, ниспосылает Свою помощь только просящим о ней у Него день и нощь (
Лук. 18:4). Молящагося Сам Дух Божий укрепляет на брань, Сам поборает за него, как некогда за Моисея, стоявшаго на верху горы и поднимавшаго руки к Богу на одоление амаликитян (
Исх. 17:10, 11), Сам поражает и прогоняет полчища сатанинския. Прилежно молящагося св. Нил подвижник уподобляет парящему в высоту птенцу орлему: последняго не может поймать птицелов, так и возносящуюся к небу на крылах молитвы душу человеческую злой дух не в состоянии уловить в свои сети. И сколько победных чудес совершенно было святыми молитвенниками Божиими!
б)
Для стяжания молитвы сильной и действенной в борьбе с исконным врагом нашего спасения — диаволом потребно строгое воздержание от пищи и пития и от всех чувственных удовольствий: молитвенные подвиги без поста не возможны для истиннаго воина Христова. Пост, по словам св. Василия Великаго, предпосылает молитву на небо, делаясь для нея как бы крыльями при восхождении души горе и в соединении с молитвою имеет великую силу не только над плотию нашею вещественною, над ея страстями и похотями, но и над самым невещественным производителем страстей и похотей — злым духом, диаволом, по непреложному уверению Христа Спасителя (
Марк. 9:29).
Так как дух злобы соделывает нас своими пленниками, порабощая дух нашей плоти, то для освобождения себя из плена диавольскаго мы должны возвратить духу своему господство над плотию, умерщвляя ея вожделения, а это мы можем сделать через пост. Опыт показывает, что всякия пожелания усиливаются в нас по мере удовлетворения им и, наоборот, ослабляются по мере отказа в удовлетворении их, а потому, чрез строгий
пост отказывая в удовлетворении своим плотским пожеланиям, мы тем самым естественно ослабляем в себе эти пожелания. Военачальник, желая покорить врагов своих, заключившихся в крепости несокрушимой, старается прежде всего отнять у них съестные припасы и воду, и враги, томимые голодом и жаждою, покоряются ему безпрекословно и без кровопролития. Подобным образом должна поступать и душа наша, когда хочет победить врагов своего спасения и вознестись своим умом и сердцем к Богу. Она должна оставлять все, тяготящее и влекущее ее долу, должна отказаться от всех плотских пожеланий и удовольствий, должна отнимать у своих врагов возможно больше пищи и пития, а особенно отнимать яства лакомыя и утучняющия тело, которыми питаются и усиливаются похоти, и напитки, которыми разжигаются страсти до необузданности; словом сказать, должна соблюдать пост по уставу и наставлению св. церкви православной. Чрез пост, подлинно, сбывается в нас непреложное слово св. апостола:
«если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (
2 Кор. 4:16).
III. Итак, братие, молитва и пост необходимы нам для одержания победы над врагом нашего спасения — диаволом: молитва соделывает душу невнимательною к наветам вражиим и укрепляет ее в борьбе со врагом благодатию Всесвятаго Духа, а пост располагает дух к молитве и порабощает плоть духу. (Сост. в сокращ. по проп. прилож. к «Рук. для с. п.» 1892 г., март).