Уже в ноябре главам стран Большой двадцатки предстоит утвердить основные принципы налоговой политики, включающей и программу по деофшоризации. Подробнее о грядущих переменах программе «Налоги» на телеканале «Россия 24» рассказал директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Илья Трунин.
Он обратил внимание, что термин деофшоризация не вполне точно определяет процессы, происходящие сегодня в мировой и российской экономике. «Речь идет о гораздо более сложных процессах – это реформа налоговой системы с целью приведения ее к современным международным реалиям и предотвращения различных способов уклонения от налогообложения с использованием зарубежных юрисдикций», - пояснил Илья Трунин.
Он обратил внимание, что схемы уклонения от налогообложения не всегда связаны с проблемой классических офшоров, где очень низкие или вовсе отсутствуют прямые налоги. Сегодня такие схемы часто используют налоговые преимущества стран, которые не являются офшорами, имеют полноценную налоговую систему и высокий базовый уровень налогообложения.
«Налоговое законодательство это предмет национального суверенитета. Каждое государство вправе само устанавливать свои налоговые правила. Часто, когда налоговые правила в разных странах отличаются, налогоплательщики могут это использовать, сокращая свои налоговые обязательства», - пояснил Илья Трунин.
Он сообщил, что за последние восемь лет произошли серьезные перемены в мировой экономической политике. Мировой кризис 2008 года поставил развитые государства, а также страны G20 перед сложным выбором – либо сокращать бюджетные расходы, либо увеличивать доходы, в том числе за счет совершенствования налоговой политики. Одновременно сложилась очевидная необходимость сломать практику, при которой реальная налоговая нагрузка известных транснациональных компаний составляла всего 1% от прибыли, в то время как у малого и среднего бизнеса, работающего на территории того же Евросоюза, США, России, она была в разы выше.
Илья Трунин отметил, что в ноябре этого года главы стран, входящих в G20, рассмотрят результаты работы по Плану противодействия уклонению от уплаты налогов и размыванию налоговой базы (также известен как План BEPS), который должен представить основные принципы построения налоговой системы на ближайшие десятилетия. Между тем процесс перестройки налоговых правил идет еще с 2008 года.
В 2013 году в рамках председательства Российской Федерации в G20 была одобрена работа по Плану BEPS. В течение следующих двух лет международным сообществом была проведена масштабная работа по пересмотру и совершенствованию налоговых правил в отношении трансграничных операций, в том числе с учетом современных средств и методов ведения бизнеса. Всего Планом предусмотрено 15 направлений работы. Итоговые рекомендации по всем пунктам, кроме последнего, уже опубликованы. Последние предусматривает разработку многостороннего соглашения, которое должно обеспечить практическое внедрение рекомендаций и заменить необходимость подписания множества двусторонних соглашений. Внедрение Единого стандарта предоставления информации в автоматическим режиме не входит в список направлений работы по BEPS, однако необходимость его реализации поддержана странами «двадцатки». Если он будет запущен, скрыть информацию об активах и счетах компаний будет крайне сложно, а странам удастся достичь беспрецедентной прозрачности мировой финансовой системы, подчеркнул представитель Минфина России.
Илья Трунин заявил, что Россия сегодня действует в контексте мировой налоговой политики, она шла к этому последовательно на протяжении многих лет. Он напомнил, что в 2014 году был разработан и принят целый пакет новых законодательных норм, который интегрирует лучшие практики международного налогообложения.
«Самое важное – это интегрирование в российское налоговое законодательство базовых принципов и терминов, используемых в налоговых системах других стран. Это значит, что после принятия плана BEPS нам не придется менять законодательство, мы будем уже готовы говорить со всеми на одном языке».
|