Тиснение
Тиснение — отделка переплета, состоящая в нанесении на переплет строк и украшений. Для массовых переплетов производится на специальных прессах до прикрепления крышки к книге, — крышка и необходимые на ней тиснения производятся отдельно от книги, с которой крышка соединяется впоследствии. При тиснении на крышке уже переплетенной книги под штамп подкладывается только та половина крышки, на которой производится тиснение, другая же половина и листы книги оставляются свободными снаружи пресса.
Грунтовка
Грунтовка — подготовка крышек, подлежащих золочению, заключается в покрытии грунтом. Делается с целью наилучшего приставания золота к материалу. Кроме того при надлежащей грунтовке получается лучший блеск позолоты.
Блинт (от немецкого blind — слепой)—„слепое“ тиснение, получаемое исключительно в результате давления нагретого штампа на материал — без золота или краски. Блинт служит как самостоятельное тиснение рамок, украшений, строк, а также как подготовительный процесс перед тиснением краской по коленкору. До тиснения краской производится блинтование.
Цель блинтования — сделать поверхность совершенно гладкой (т. е. уничтожить в данном месте зернистость поверхности, напр., коленкора), чтобы тиснение могло выйти совершенно ровным. Блинтование (оно называется также фордрук, если предшествует тиснению краской) производится горячим способом с того же или такого же штампа, с которого производится и самое тиснение краской, уже холодным способом. Понятно, что блинт в качестве самостоятельного тиснения может производиться и с самостоятельного штампа, имеющего свой рисунок.
Блинт в качестве самостоятельного тиснения получается тем заметнее (контрастнее), чем крупнее рисунок коленкора. Этот процесс отчасти схож с формированием декоративной штукатурки на поверхности стены. Золотое тиснение массовых переплетов производится на специальных переплетных прессах, ручных или автоматических, при помощи листочков сусального золота или так называемого поталя (композиции). (Для дорогих работ иногда применяют настоящее червонное золото,— „двойник“, — оно лучше пристает, не темнеет, листочки его тоньше.) Серебрение производится при помощи листочков композиции.
Эзерфоль (фольга) представляет собою цветные (различных цветов) пленки, состоящие из тонкого слоя проваль- цованной и высушенной краски. Эзерфоль не требует грунтовки, так как приготовлен с клеющим слоем, хорошо пристающим при прессовании к любому материалу.
Компановка обложки
При компановке обложки для тиснения полезно принимать во внимание количество „мест“ настила поталя, нанесенного на поверхность. Одним листком застилается соответствующего размера место (обычно 15 X15 см) для тиснения, напр., названия книги. Фирма или марка, напр., стоящая отдельно от названия книги внизу переплета, потребует особого настила. Более сложным будет настил цельной рамки, хотя бы состоящей из одной линии. При большом формате книги рамка потребует ряда настилов поталя. Для экономии часто делаются блинтовые рамки при наличии золотого тиснения для названия книги.
Доброкачественное тиснение может быть произведено исключительно медными штампами, глубоко гравированными. Мелкая гравировка не годится, так как коленкор, как и бумага, являются материалами мягкими, в которые штамп „ грузнет". В случае весьма больших тиражей иногда применяются стальные штампы. Для тиснения применяются и обыкновенные цинковые клише, как в обыкновенном виде, так и сталированные; применяются также стереотипы, снятые с клише. Но как цинкографские клише, так и стереотипы быстро изнашиваются, давая уже на пятой-шестой сотне неясное тиснение, так как тискающие элементы быстро закругляются. Острота рисунка исчезает, работа получается весьма недоброкачественной.
При больших тиражах цинковые клише или стереотипы становятся и невыгодными в сравнении с медными штампами. Для тиснения строк переплетные располагают специальными переплетными медными шрифтами, однако рисунки: их сильно устарели и ныне пбчти не применяются.
Прессование. После подмазки книги укладываются под пресс, что дает лучшее соединение форзаца с картоном, главное же назначение прессования — придание формы книге и устранение морщин.
Хорошо выдержанная под прессом книга долго не изменяет своей формы. От хорошего прессования зависит -аккуратный вид переплета.
Закраска обрезов. В массовых переплетах чаще всего закрашивается лишь верхний обрез, более подверженный действию пыли. Закраска предохраняет обрезы от пыли и грязи. Краска не должна проникать во внутрь листов, что, однако, случается при слабо проклеенной бумаге.
|