МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 ноября 2014 г. N 03-08-05/56931
Вопрос:
Об учете в целях налога на прибыль дохода иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянное представительство, от операций с финансовыми инструментами срочных сделок.
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с вопросом о порядке налогообложения дохода иностранных организаций от операций с финансовыми инструментами срочных сделок сообщает следующее.
В соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Согласно статье 247 Кодекса для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций являются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 309 Кодекса перечислены виды доходов, не связанные с предпринимательской деятельностью иностранной организации в Российской Федерации, которые относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 309 Кодекса к доходам от источников в Российской Федерации относятся также "иные аналогичные доходы".
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса не подлежат обложению налогом у источника выплаты доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подпунктах 5 и 6 пункта 1 статьи 309 , а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса. Премии по перестрахованию и тантьемы, уплачиваемые иностранному партнеру, также не признаются доходами от источников в Российской Федерации.
Исходя из изложенного аналогичный характер дохода, по нашему мнению, заключается в том, что такой доход относится к доходам от источников в Российской Федерации и не связан с деятельностью иностранной организации через постоянное представительство, за исключением доходов, указанных в пункте 2 статьи 309 Кодекса, как не относящихся к доходам от источников в Российской Федерации.
Таким образом, доходы от операций с финансовыми инструментами срочных сделок, по нашему мнению, могут быть отнесены к "иным аналогичным доходам" и подлежать налогообложению в Российской Федерации.
Для квалификации таких доходов как "иных аналогичных доходов" в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 309 Кодекса необходимо обладать информацией о конкретной сделке, а также в целях налогообложения следует учитывать положения соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения Российской Федерации со страной, резидентом которой является иностранная организация, получающая доход.
При применении международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения следует учитывать Комментарии к Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по налогам на доход и капитал (далее - Модельная конвенция), на основе которой Российской Федерацией заключаются соглашения об избежании двойного налогообложения с иностранными государствами. В соответствии с комментариями к статье "Проценты" Модельной конвенции определение процентов не распространяется на выплаты по финансовым инструментам, базисным активом которых не являются долговые обязательства. При этом в пример такого рода финансовых инструментов в комментариях приводится процентный своп.
При этом обращаем внимание, что в Модельной конвенции также сделана оговорка о том, что определение процентов применяется в той степени, в которой долговое обязательство признается по правилу приоритета сущности над формой, а также аналогичным принципам.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
11.11.2014
|