И над ней совершилось то, что мы сегодня читали в Евангелии, в том отрывке, который положен в день ее праздника – о том, что будет, когда будет приближаться конец времен: будут войны, известия о войнах, будут землетрясения, восстанет народ на народ, государство на государство; ненависть охватит тысячи людей…
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Три события сегодня перед нашим взором. Мы еще в сиянии праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Для человечества это один из самых светлых, самых дивных праздников: Одна из нас, Дева Мария, вошла в самые глубины тайны Божией. Введение Ее во храм, жизнь Ее во Святая Святых – образ того, как с ранних лет Она вошла в область Божию, в самые глубины, в самые тайники отношений, общения человеческой души с Живым Богом в молитве: не в молитвословии, не во множестве слов, а в том углублении во святыню, которое Ее сделало Матерью Божией. В день Введения во храм Пресвятой Богородицы раскрывается перед нами величие человека, который может вступить в эти таинственные, дивные глубины и общаться с Богом в святом месте Его.
Мы празднуем сегодня также день святой Екатерины Александрийской. Она тоже была молоденькой девушкой, 18-ти лет, когда ей пришлось стать перед судом человеческим. Преданная родителями-язычниками за то, что она поверила во Христа, оставленная всеми по крови, по роду самыми ей близкими, осталась она одна стоять перед судьей, от которого не могла ожидать милости, и окруженная толпой, от которой, кроме враждебности, она не ожидала ничего.
И над ней совершилось то, что мы сегодня читали в Евангелии, в том отрывке, который положен в день ее праздника – о том, что будет, когда будет приближаться конец времен: будут войны, известия о войнах, будут землетрясения, восстанет народ на народ, государство на государство; ненависть охватит тысячи людей…
И в первую очередь эта ненависть обрушится на верующих во Христа, потому что мы, верующие во Христа, – как Матерь Божия, как юная, хрупкая и несокрушимая Екатерина – верим в одного Господа, в одного Царя, поклоняемся одному только Богу, отказываясь поклониться тем идолам – власти или иным, которые воздвигаются вокруг нас. И мы должны быть готовы к тому, что подобно Екатерине и мы можем быть приведены на суд человеческий, ради, как Христос говорит, свидетельства, ради того, чтобы представ перед людьми и будучи осужденными на заключение, на муки, на смерть, мы торжествующе проповедали нашу любовь к Богу и нашу верность Ему, и нашу несокрушимую любовь не только к тем, кто нас любит, но и к тем, кто нас ненавидит, кто желает нам зла, кто творит нам зло. Тогда не нужно будет искать мудрых слов, тогда не нужно будет искать убедительных доводов: верность, любовь, правда, святыня могут в то мгновение воссиять перед людьми через каждого из нас более убедительно, чем какие-либо слова.
И поэтому, когда мы сейчас видим, что исполняется пророчество Христово, и действительно иссякает любовь, действительно гремит слух о войнах, встает царство на царство, народ на народ, предательство множится, отдаются в руки гонителей, человеконенавистников люди веры, люди чистого сердца, даже самыми близкими им людьми, мы должны вспомнить слова Христовы: Когда вы услышите все это – восклонитесь! – то есть выпрямьтесь, подымите голову, потому что это значит, что близится время последней свободы, последней победы Божией, торжества любви, торжества Христова...
Поэтому научимся и от Пречистой Девы, и от хрупкой и непобедимой Екатерины, и от бесчисленного количества свидетелей Христовых жить без страха в страшном мире, без страха ожидать всего, что может случиться, и бояться только одного: как бы в наших сердцах не потускнела вера, как бы в наших сердцах не стала вымирать любовь, как бы мы не перестали быть верными до конца. В терпении, в твердой верности будем спасать свою душу от погибели, от гниения, и тогда тысячи спасутся вокруг нас, по слову Серафима Саровского: «Стяжи мир – и тысячи вокруг тебя спасутся». Аминь.