Полвека назад, 3 - 12 апреля 1952 года, в Москве состоялось международное экономическое совещание, где СССР и СЭВ предложили создать в противовес Генеральному соглашению о тарифах и торговле (ГАТТ) и экспансии США общий "недолларизованный" рынок товаров, услуг и капиталовложений.
Сегодня же не только "глобализация" по-американски, но и жесткие требования Всемирной торговой организации к бывшим соцстранам выдвигают перед ними схожие проблемы.
Апрель 1952-го: уже вовсю "работает" план Маршалла, приспособивший экономику большинства стран Европы к долгосрочным нуждам США и НАТО; свои модели жестко навязывают не только ГАТТ - предшественник нынешней ВТО, но и Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ). Но в противовес им создан Совет экономической взаимопомощи (в 1949 году), а развивающиеся страны постепенно развивают торговлю и сотрудничество с СССР, другими участниками СЭВа и с КНР.
В начале 1950-х годов, в пересчете на текущие цены, тогдашние убытки СССР от дискриминации со стороны Запада достигали шести миллиардов долларов в год; в начале ХХI века такой ущерб, по оценкам Минэкономразвития и торговли РФ, почти достигает четырех миллиардов долларов за год. Но, если в 1952-м доля промышленного и энергетического сырья в стоимости советского экспорта не достигала трети, то сегодня - в российском экспорте - она превышает две трети.
Страны - члены СЭВ и Китай еще осенью 1951 года совместно заявили о неизбежности тесного сотрудничества всех стран, не склонных подчиняться "долларизации" и диктату проамериканских торговых и финансовых структур. Иначе "всех несогласных будут, во-первых, стравливать друг с другом, а во-вторых, подвергать любым формам агрессии и дискриминации". Что же, прогноз 1951 года вполне актуален. Тем более что почти все статьи ГАТТ включены в основополагающие документы ВТО.
Кстати, многие аргентинские чиновники и экономисты одними из первых поддержали советскую идею международного экономического совещания и создания общего "недолларового" рынка. Среди первых сторонников такой политики и соорганизаторов Московского форума - и КНР, Индия, Индонезия, Эфиопия, Уругвай, Иран, Йемен, Афганистан, Сирия, Югославия (что обозначило постепенную нормализацию советско-югославских отношений еще при Сталине). Примечательно, что соответствующее предложение СССР, изложенное в выступлениях советских представителей в ООН в 1951 - 1952 годах, а также в упомянутом совместном Заявлении стран - членов СЭВ и Китая 1951 года, было поддержано и западными странами, отвергшими "маршаллизацию", - Швецией, Австрией, Финляндией, Ирландией, Исландией: их представляли на совещании министры внешней торговли или иностранных дел.
Всего в работе форума участвовало 49 стран, представленных 680 чиновниками, бизнесменами, экспертами. За время работы совещания и до конца апреля 1952 года в Москве было подписано свыше 60 торговых, инвестиционных и научно-технических соглашений на срок от 3 до 5 лет, в том числе с участием СССР - 19 таких соглашений. Основные принципы таких документов: таможенные и ценовые льготы для развивающихся государств или их отдельных товаров; взаимный режим максимального благоприятствования в торговле, кредитах, капиталовложениях, научно-техническом сотрудничестве; согласование политики в международных экономических организациях и на мировом рынке; возможности бартера (в том числе в погашении долгов), взаимно согласованных цен и исключения (минимум - необязательности) долларовых расчетов.
Заметим, что с 1997 года Россия предоставляет схожие льготы развивающимся государствам на взаимной основе - прежде всего потому, что они и сегодня заинтересованы не только в торговле без "транснациональных" посредников, но и в импорте технологического оборудования по приемлемым расценкам и без финансово-политических условий. Словом, идея актуальна и поныне.
Многие союзники США тоже участвовали в этом форуме, представленные главным образом бизнесменами, аналитиками и чиновниками среднего ранга (Великобритания, Франция, Италия, Дания, Норвегия, Канада, Турция, ФРГ, Япония, БЕНИЛЮКС, Бразилия, Саудовская Аравия, Австралия, Либерия). Но и они были уполномочены подписывать документы о торговле и сотрудничестве с другими странами.
СССР на совещании предложил: сперва - дву- и многосторонние соглашения с похожими условиями (по ценовым, таможенным, кредитным льготам, товарным квотам), затем - постепенная унификация принципов внешнеэкономической политики и развитие "общеблоковой" свободной торговли. А на заключительной стадии - создание межгосударственной расчетной валюты с обязательным золотым содержанием и, соответственно, фактическое создание упомянутого рынка. С некоторыми модификациями эту идею поддержали все участники совещания, кроме стран - союзников США: их делегаты, самое большее, выступали за постепенную отмену экономической дискриминации стран и народов. Именно в дни работы Московского форума в ФРГ был создан действующий и сегодня самый крупный в Европе "Восточный Комитет германской экономики".
После 1953-го власти СССР и большинства других стран СЭВа постепенно "отошли" от внешнеэкономической идеологии 1952 года, предпочитая почти исключительно двустороннее экономико-политическое сотрудничество с развивающимися странами, а в нем преобладали политико-идеологические факторы. Вдобавок СССР с середины 1960-х стал снабжать Запад дешевым энергетическим и промышленным сырьем, что фактически сдало в архив ту идею.
В последние годы схожие идеи выдвигают, например, Китай и Куба, Малайзия и Иран, Белоруссия и Ливия, Бирма и Судан, Сирия и Исландия, Танзания и Сомали, Ирак, даже "карликовые" Сан-Марино с Восточным Тимором. Некоторые исламские страны ныне прорабатывают варианты коллективной расчетной валюты с золотым содержанием ("золотого динара"), в том числе и для внешних расчетов. Схожие проекты есть и в Азиатско-Тихоокеанском бассейне ("Азиан"). Но смогут ли упомянутые страны вместе выстроить равноправные торгово-экономические отношения, зависит в первую очередь от того, согласятся ли эти государства с ролью, уготованной им "глобализацией" по-американски.
Алексей Чичкин
|