1. Расхожая точка зрения сегодня: государство изымает пенсионные накопления за 2014 и 2015 годы. Средства пенсионеров ушли в неизвестном направлении, то ли на Крым, то ли на противостояние санкциям.
На самом деле: пенсионные деньги никуда не пропали.
Страховые взносы 2014 года в полном объеме, в том числе 6%, которые раньше шли на накопительную часть, направлены на текущие выплаты пенсионерам. Одновременно все эти средства учтены в правах работников - будущих пенсионеров, они будут им зачтены в момент выхода на пенсию при ее назначении. Именно так работает солидарная пенсионная система. Что касается нынешнего момента, такой маневр – переброска взносов из накопительной части пенсионной системы в страховую солидарную – позволил сократить дотацию из федерального бюджета в бюджет ПФР и укрепить его финансово.
Что касается накоплений, сформированных до 1 января 2014 года, все они остаются в управлении НПФ и управляющих компаний, выбранных гражданами, и не могут быть у них изъяты в чью-либо пользу.
2. В 2014-2015 годах средства пенсионных накоплений, пока НПФ проходят проверку, учитываются в страховой части пенсии. Но все равно будущий пенсионер теряет: реальные деньги заменяются на условные баллы, поскольку так устроена новая пенсионная формула. Стоимость балла государство устанавливает ежегодно в ручном режиме и может манипулировать этой величиной как угодно. Так что пенсии могут уменьшиться.
На самом деле: Гражданин при ускоренном формировании страховой пенсии не теряет, а выигрывает.
По новым пенсионным правилам стоимость балла каждый год обсуждается Госдумой и утверждается федеральным законом. При этом рост стоимости балла с 1 февраля каждого года не может быть ниже темпов инфляции. А с 1 апреля стоимость балла увеличивается еще раз – с учетом доходов ПФР. То есть «индексация» пенсионных прав происходит практически так же, как сейчас.
Все последние годы страховая пенсия растет быстрее, чем накопительная. Темп индексации страховой пенсии за последние годы был вдвое выше, чем средняя доходность, которую обеспечивали НПФ.
Будущим пенсионерам стоит также учесть: согласно новой формуле, при отказе от формирования пенсионных накоплений их максимальный годовой пенсионный коэффициент составит 10, то есть страховая пенсия будет максимальной. Для тех, кто сохранит участие в накопительной части пенсионной системы, предусмотрен годовой коэффициент 6,25, то есть почти на треть меньше.
3. Негосударственные пенсионные фонды показывают высокую доходность и гарантируют сохранность пенсионных накоплений своих клиентов.
На самом деле: сохранность страховой пенсии значительно выше, чем накопительной, потому что за нее отвечает государство в целом, а за накопительную пенсию – только коммерческие структуры.
Законом предусмотрено, что НПФ войдут в систему гарантирования сохранности средств будущих пенсионеров, но гарантии эти распространяются только на сумму внесенных взносов, то есть на «номинал» уплаченных взносов. Если НПФ сработает в убыток или вовсе обанкротится – максимум, что выплатят гражданину – это только объем внесенных им средств и никакой прибыли.
Страховая пенсия – это ответственность государства и солидарность поколений. Государство в страховой пенсии гарантирует «номинал» плюс ежегодный рост по инфляции. В долгосрочной перспективе разница может быть значительной.
Накопительная пенсия – это ответственность частных компаний, подверженных риску убытков и банкротства. Нужно понимать, что формирование накопительной пенсии и вложение денег в финансовые рынки – это всегда повышенный риск.
Страховая пенсия растет всегда. В свою очередь, накопительная пенсия не индексируется государством, не защищена от инфляции. Доходность пенсионных накоплений зависит исключительно от результатов их инвестирования негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями, т.е. могут быть и убытки.
4. Формально человек имеет право ежегодно менять НПФ или управляющего, чтобы они конкурировали и работали лучше. Но эту процедуру перехода сильно усложнили. Изменившийся порядок смены страховщика практически лишил россиян возможности перевода пенсионных накоплений в НПФ. Обязательное посещение отделения ПФР вместо помощи трансфер-агентов (их попросту запретили) затрудняет процесс смены страховщика.
На самом деле: Трансфер-агенты фактически решали за граждан вопрос о выборе накопительного компонента и страховщика, у которого будет формироваться накопительная пенсия. Об этом говорит тот факт, что когда институт трансфер-агентов был отменен, количество заявлений резко сократилось. Если в 2013 году было подано 20,8 млн. заявлений о переходе в НПФ и управляющие компании, то за первое полугодие текущего года лишь 646 тыс. заявлений. Но если человек действительно хочет распорядиться своими накоплениями – у него есть для этого все возможности. Поэтому вряд ли в прежние годы можно говорить, что все граждане действовали самостоятельно и осознанно.
5. Обязательные накопительные программы – это магистральный путь развития пенсионных систем в мире. Так утверждают представители самих НПФ, заинтересованных в притоке клиентов.
На самом деле: Многие страны в последние годы сокращают государственные накопительные программы. Государства Прибалтики, Венгрия и Аргентина «обнулили» тарифы, идущие в накопительную часть. А, например, Венгрия пошла еще дальше и конфисковала уже сформированные пенсионные накопления. Польша накопительный компонент оставила, но резко сократила тариф: с 7,4% до 2,3%. Казахстан отказался от использования в качестве страховщика негосударственных пенсионных фондов. Там пенсионными накоплениями распоряжается государственный пенсионный фонд, который распределяет их между конкурирующими частными управляющими компаниями.
Во всем мире основу пенсионной системы составляют страховые пенсии, которыми охвачена большая часть населения. Но во многих странах их дополняют добровольные накопительные программы, когда работодатель и работник самостоятельно формируют накопительные пенсии, внося на них взносы сверх обязательных отчислений в государственную систему. Эти программы не являются принудительными, они работают в гражданско-правовом поле. Большой плюс добровольного формата: пенсионные средства являются полной собственностью работников, но при этом находятся под жестким контролем как регулятора, так и работника, и работодателя.
|