В ответ на новые санкции, введённые США и ЕС против российского руководства, Правительство РФ постановило запретить импорт многих продовольственных товаров из стран, поддерживающих санкции. Целями ответных мер стали США, страны ЕС, Канада, Австралия и Норвегия. Швейцарские производители продуктов питания не затронуты, поскольку Берн пока что воздерживается от самостоятельных санкций против российского руководства.
Карта ответных санкций России (для увеличения – нажать на рисунок) показывает, какие страны и какие продукты подпадают под новые ограничения.
Карта ответных санкций России
Несмотря на популистские высказывания о том, что запрет импорта даст импульс российским производителям, в конечном итоге от ответных мер российского правительства пострадают россияне, т.е. конечные потребители. Причин для данного грустного вывода – множество:
(1) Под ответные санкции российского руководства попали США, ЕС, Австралия, Норвегия и Канада, т.е. крупнейшие экономики мира. Только США и ЕС вместе представляют собой больше половины мировой экономики. В условиях повсеместной глобализации невозможно оградиться от остального мира без собственных существенных потерь. Напомним, что для России ЕС является важнейшим торговым партнёром. Напротив, Россия для ЕС располагается только на 4м месте, уступая даже небольшой Швейцарии. В дополнении к этому, на фоне успехов возобновляемых источников энергии в Европе, а также начала экспорта нефти из США, значимость «углеводородного» рычага России против ЕС постоянно убывает.
В связи с санкциями значение рынка России для ЕС будет падать, что означает потерю рабочих мест для тех специалистов, которые вовлечены в сферу внешней торговли с Россией. Речь идёт, прежде всего, о русско-язычных специалистах, трудящихся в Евросоюзе.
(2) Истории не известны случаи, когда запрет на импорт какого-либо товара служил бы стимулом для развития местного производства. Разумеется, местные производители, будучи защищёнными административным запретом от своих зарубежных конкурентов, становятся сильнее. Однако, это рано или поздно (а чаще рано) приводит не к улучшению качества или ассортимента, а к стагнации производства и повышению цен: при монопольном положении местные производители более не чувствуют себя обязанными постоянно заботится об оптимизации производства (как например, о внедрении новых технологий). Вместо трудоёмкого процесса улучшения качества, местным производителям достаточно лишь поддерживать на том же уровне или даже уменьшить объём производства, чтобы получить те же деньги (или даже больше). У конечных потребителей всё равно нет выбора.
(3) Тезис о том, что другие страны смогут заменить дефицитные товары из попавших под санкции стран, несостоятелен сразу по нескольким причинам. Во-первых, учитывая масштаб того, что нужно заменить, «запасные страны» не будут располагать возможностью произвести необходимые товары для российского рынка. Во-вторых, даже, если ответ на первый вопрос был бы хотя бы отчасти верен, невозможно мгновенно изменить товарные потоки таким образом, чтобы россияне не почувствовали дефицит и повышение цен.
В-третьих, поскольку невозможно установить, как будут развиваться события, предприятия из «запасных стран» вряд ли ринутся резко наращивать своё производства для цели экспорта в Россию, поскольку отмена санкций со стороны российского правительства (которая может случиться в любой момент) будет означать для данных предприятий перепроизводство, которое так и не будет продано. Например, швейцарские предприятия крайне осторожно оценивают ситуацию и пока что не намерены поставлять в Россию больше текущего объёма.
В-четвёртых, в долгосрочной перспективе импорт из «запасных стран» приведёт к ухудшению качества и повышению стоимости продуктов. Если бы данный тезис был неверен (т.е. если бы их продукты были качественнее и дешевле), импорт из данных стран уже имел бы место.
(4) Даже если российское государство будет субсидировать местных производителей, чтобы последние не повышали цены, расходы на субсидии лягут на плечи рядовых граждан, поскольку расходы государства – это налоги его граждан. Соответственно, даже если у россиянина в магазине не потребуют расстаться с дополнительными средствами, их заберёт государство в виде налогов.
(5) Поскольку ответные санкции России, по всей вероятности, противоречат праву ВТО, Орган по разрешению споров в ВТО может вынести решение против РФ, позволяющее другим странам повысить пошлины для товаров, экспортируемых из России. Соответственно, по принципу бумеранга пострадают наиболее конкурентоспособные отрасли российской экономики, а рабочие места в них будут под угрозой ликвидации. |