Как напоминают «Известия», законопроект в такой редакции внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ еще в феврале 2014 года группой из восьми депутатов от разных фракций — Николаем Лакутиным («Справедливая Россия»), Сергеем Гавриловым (фракция КПРФ), Валерием Селезневым (ЛДПР) и едонороссами Сергеем Чиндяскиным, Зауром Аскендеровым, Магомедкади Гасановым, Владимиром Афонским, Валерием Кравченко. Сейчас он находится на рассмотрении в профильном комитете. Однако Ассоциация российских банков (АРБ) в своем заключении подвергла законопроект серьезной критике:
Согласно новации, должник может быть признан неплатежеспособным, если он прекратил расчеты с кредиторами, то есть перестал исполнять денежные обязательства, срок исполнения которых наступил. При буквальном прочтении данной нормы следует, что просрочка в один день уже может рассматриваться в качестве основания для признания факта банкротства должника. Вместе с тем на практике необходимо различать такие понятия, как «техническая» однодневная просрочка (которая не свидетельствует об утрате компанией платежеспособности) и признак несостоятельности под названием «однодневная просрочка» (которая означает реальную остановку платежей).
Кроме того, АРБ не устраивает в законопроекте норма, согласно которой кредитор может подать иск об оспаривании сделок должника в том случае, если размер задолженности этому кредитору, включенной в реестр требований, превышает сумму в 1 млн рублей или составляет больше, чем 10% от всей суммы задолженности должника в реестре. По мнению специалистов АРБ необходимо увеличить нижний порог суммы долга или оставить только норму о 10% от общей суммы задолженности.
Если оставить законопроект в таком виде, в каком он есть сейчас, он может привести к массовым злоупотреблениям со стороны кредиторов, что создаст большую нагрузку на суды. Кроме того, он, по мнению экспертов, создает прямую угрозу стабильности гражданского оборота, потому что позволит клиентам банков инициировать их банкротство. Юрист компании «Хренов и партнеры» Александр Костин, в частности, считает:
Если действующая редакция закона предусматривает, что физические/юридические лица вправе инициировать банкротство банка лишь при наличии вступившего в законную силу решения суда, подтверждающего факт нарушения банком своих обязательств (ст. 50.4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»), то в предлагаемых поправках подобное положение отсутствует. Тем самым создается благоприятная почва для различных злоупотреблений со стороны недобросовестных клиентов банка, которые будут подавать в суд исключительно для того, чтобы впоследствии заключить с банком мировое соглашение.
В нынешней редакции Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) предусмотрены три условия, при соблюдении которых у кредитора появляется юридическая возможность обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом:
1. Наличие задолженности в сумме не менее 100 тыс. рублей;
2. Просрочка погашения задолженности должником на срок не менее 3 месяцев;
3. Судебное решения о взыскании задолженности с должника, вступившее в законную силу.