Святой Онисим происходил из Фригии. Он был рабом
Филимона, ревностного христианина из города Колоссы,
известного твердостью веры и делами милосердия.
Однажды Онисим обокрал хозяина и бежал в Рим. Там он
встретился с апостолом Павлом, в то время узником
Христовым. Услышав апостольское слово, Онисим осознал
свой грех, обратился в христианство, принял крещение
и вскоре явил плоды святых добродетелей.
Святой
Павел не хотел огорчать своего ученика Филимона и
отослал к нему беглеца с письмом, ходатайствуя о его
прощении и освобождении. Это Послание к Филимону
— одно из четырнадцати дошедших до нас
посланий св. Павла. Добрый Филимон, с радостью
согласившись на просьбу апостола, принял Онисима
не как раба, а как брата и уже свободным
отправил обратно к учителю, чтобы тот стал
служителем Евангелия.
После мученической кончины святого Павла Онисим стал
ревностно проповедовать учение о спасении. Он был
арестован и предстал перед Тертуллием, римским
градоначальником, пылавшим к нему особой ненавистью за то,
что тот обратил в истинную веру жену его брата. Когда
Тертуллий спросил, почему Онисим ушел от своего господина,
тот ответил: «Теперь я слуга единственного
Господина — Иисуса Христа». «А кто же
заплатил за твое освобождение?» —
«Христос, Сын Бога Живого, искупил меня собственной
кровью», — уверенно отвечал Онисим. Он с
презрением говорил о почитании идолов, поэтому
Тертуллий приказал его пытать.
Онисим не просто был безучастен к боли, но, казалось, даже
испытывал радость в этом испытании. Через
восемнадцать дней, видя, что твердость святого в
заключении и при пытках привлекает к нему расположение
язычников, тиран выслал Онисима в город Путеолы,
недалеко от Неаполя. Несмотря на запрет властей, Онисим
сразу же начал проповедовать Евангелие — и вскоре
многие его слушатели обратились в христианство.
Узнав об этом, Тертуллий приказал схватить
проповедника и в оковах доставить в столицу. Узник,
отказываясь принести жертвы идолам, смело отвечал на
вопросы судьи. Тогда его растянули на спине и долго
бичевали. Затем его тело стали разрывать на куски: и чем
больше крови вытекало на землю, тем сильнее душа его
укреплялась в надежде на вечное благо. Поняв наконец,
что он ничего не добьется, тиран приказал раздробить
святому члены ударами палок и, не дождавшись
окончания казни, вернулся в преторий. Св. апостол
преставился под ударами. Его многоценные останки были
собраны впоследствии одной благоговейной горожанкой.
Составитель — иеромонах Макарий
Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство
Сретенского монастыря |