В
1999 Ватикан пересмотрел свои взгляды на обряд экзорцизма и определение
необходимости его проведения. Как понять, действительно ли в тело
человека вселился злой дух или он попросту страдает психическим
заболеванием?
В течение многих веков экзорцизм, то есть обряд изгнания духа,
вселившегося в человеческое тело, считался важной миссией католической
церкви.
Упоминание этого обряда можно найти даже в Библии – в нескольких
эпизодах Иисус Христос изгоняет демонов из тел разных людей. Позже этим
занимались и апостолы, а затем и духовенство католической церкви.
И вот, в 1999 Ватикан наконец-то начал обсуждение основных положений
по этому поводу. Впервые на такие действия с 1614 года католическое
духовенство решилось на обсуждение этой темы. «В каких случаях
необходимо проводить этот обряд?» – основной вопрос, которым задавались
священники.
Ранее сымитировать одержимость было достаточно легко, и человек мог
дурачить близких, знакомых и священников, хотя страдал совсем не от
беса, а то и вовсе был здоров. Агрессия, сквернословие, нанесение себе
увечий, также как и открытая демонстрация ненависти к религиозным
объектам автоматически причислялись к признакам самой настоящей
одержимости.
Чтобы не записывать в бесноватые всех, кто вздрагивает от вида
распятия, священники стали осторожнее и стараются делать всё возможное,
чтобы определить наверняка, где больной, а где одержимый.
Например, они стали консультироваться с профессиональными
психиатрами, и сейчас «больной» долго наблюдается врачами прежде, чем
свой диагноз поставят и священники. Признаки, по которым священник
способен провести грань между одержимостью и болезнью, достаточно сложно
имитировать.
Одним из способов определить, живёт ли в его теле некая посторонняя
"сущность” – поговорить с больным на неизвестном ему языке. Этот способ
был предложен достаточно недавно. Если человек быстро ответит, то он
явно одержим бесом. Также зачастую одержимые люди демонстрируют
удивительную физическую силу, которой не обладали ранее.
Священники говорят, что такие люди могут знать в подробностях
информацию, которую, кроме как от беса, они получить не могли. Таким
образом, эти способы достаточно действенны в разграничении
псевдодержимости от самой что ни на есть настоящей.
Ватикан не исключает, что и эти способы не являются истиной в
последней инстанции. Что всё это тоже можно сымитировать и подделать.
Католическая церковь призывает вначале исключить все возможные
психические заболевания, а потом уже утверждать, что человек и правда
находится под влиянием нечистой силы.
Католическая церковь также уверена, что люди, убеждённые в
собственной одержимости, не должны проходить обряд изгнания демона.
Представители и церкви, и медицины совместными усилиями стараются чётко
провести границу между психическими расстройствами и одержимостью. Ведь
как раз в том случае, когда человек искреннее верит в свою одержимость,
сложнее всего отделить одно от другого.
Большая часть учения об экзорцизме оставалась неизменной в течение
долгого времени. Церковь считает важным помнить: не ум одержим демоном, а
только тело. Пока тело подконтрольно бесам, ум находится в
«подвешенном» состоянии.
Стоит упомянуть, что описание поведения человека под влиянием беса,
которое даёт католическая церковь, разительно отличается от описаний
врачами симптомов психических заболеваний. Источник перевод для mixstuff – Елена Тимченко |