Преподобный
Макарий Великий [1]
родился в 300 году в деревне
Жижбер, расположенной в
дельте Нила, и был поначалу погонщиком верблюдов.
Повинуясь зову Божию, он затворился
в келье в родной деревне, чтобы предаться
подвижнической жизни и
молитве. Поскольку местные жители хотели,
чтобы Макарий стал
священником, он был вынужден бежать в другое
селение.
Однажды некая девушка в этом селе оказалась
беременной и, чтобы оправдаться,
обвинила в грехе отшельника. Макария схватили и стали
водить по улицам, повесив ему на шею
кастрюли, нанося удары и осыпая оскорблениями.
Святой ничего не сказал в свое
оправдание и даже согласился работать больше обычного,
чтобы поддержать эту женщину
c ребенком,
посланную Провидением. Когда же было обнаружено, что он
невиновен, все жители деревни, исполненные
восхищения, пришли просить у Макария прощения.
Но подвижник бежал, чтобы укрыться от суетной славы, и
направил стопы в пустыню Скит,
суровый и неприветливый край, известный тем, что там
добывали селитру.
Макарию было в ту пору 30
лет. Он
c неудержимым
рвением принялся за всевозможные аскетические подвиги:
питался только один раз в
неделю, вкушая немного хлеба
c водой, спал
прислонившись к стене своей кельи
и лишь несколько коротких
мгновений, постоянно пребывал в молчании,
удержании ума от посторонних
помыслов с помощью внутренней
умной молитвой. Ел он или голодал,
его тело всегда выглядело одинаково
изможденным, словно оно не
повиновалось законам материи. Макарий так говорил об этом:
«Тело того, кто постоянно занят
очищением собственной души,
испепеляется страхом Божиим, словно
головня, пожигаемая
огнем».
Макарий был настолько отрешен от материальных
благ этого мира, что однажды,
застав в своей келье вора, который
собирал немногочисленные бывшие там предметы,
сам помог злоумышленнику погрузить добро на его верблюда.
Дни и ночи отшельник пребывал в
келье: руки его занимались плетением пальмовых листьев,
душа сокрушалась в воспоминании о грехах, а дух возносился
на Небеса. Он не произносил длинных молитв, но, протягивая
руки к небу, во всякое время повторял: «Господи, как
Ты Сам хочешь и знаешь, будь
милостив ко мне!»
Некто спросил однажды у Макария, как двигаться
вперед по пути спасения. Святой послал его на кладбище
ругать мертвых, а затем восхвалять их. Когда тот вернулся,
Макарий сказал: «Вот видишь, трупы тебе ничего не
ответили. Так и ты, если желаешь
спастись, стань словно мертвый, ставя ни во что презрение
людей или их похвалы».
Бесы, придя в ярость от прямой атаки
подвижника, предприняли ответную осаду всеми своими
силами, но святой сокрушал ее
c презрением. Один
из нечистых духов ему говорил:
«Все, что ты делаешь, и я тоже делаю: ты
постишься – я вовсе не ем, ты воздерживаешься от сна
– я совсем не сплю. Ты
берешь верх лишь одним – своим
смирением. Из-за него-то я и бессилен перед тобой».
В результате таких битв Макарий приобрел большой опыт в
распознавании различных видов
бесов. По его словам, они делятся на две основные
категории: те, что склоняют нас к страстям, таким как гнев
или зависть, и те, более
грозные, что погружают человека в духовную иллюзию
(прелесть), приводят к богохульству и
ересям.
Слава о добродетелях преподобного Макария
разнеслась вскоре по всему
Египту, и множество людей стало стекаться в
Скитскую пустыню. Святой в
радости и простоте принимал всех приходящих к нему, никого
не осуждал и наделял каждого тем, что
ему требовалось: одним давал наставление, о
других молился. В знак почтения преподобный подносил
гостям немного вина и сам пил
вместе c
ними, зато потом, оставшись
один, не пил даже воды столько
дней, сколько порций вина он
выпил.
О нем говорили, что он как «бог на
земле», поскольку авва Макарий подобно тому, как Бог
охраняет мир Своим Промыслом, укрывал ошибки, которые
видел, словно бы не видел их
вовсе, и окружал всех людей своей любовью.
Безграничное милосердие побуждало его молиться
даже за безнадежных
грешников.
Однажды он шел по пустыне и наткнулся на череп
языческого жреца, который произнес такие слова:
«Всякий раз, когда ты
проявляешь свою милость к тем, кто пребывает в адских
муках, мы, погруженные в огонь, спина к спине, получаем
некоторое облегчение и можем на краткий миг
видеть лица наших собратьев по
несчастью».
Преподобный Макарий посетил преподобного
Антония Великого, который высоко
оценил его добродетели и сделал одним из своих учеников и
духовных наследников.
Вернувшись затем в Скит, он
стал брать в ученики все больше и больше людей, поэтому
его можно называть подлинным основателем этого
знаменитого центра православного монашества. Среди его
первых учеников были такие
звезды, сияющие на духовном небесном своде, как авва
Моисей (память 28 августа), авва Сисой (память 6 июля),
авва Исаия (память 3 июля), авва Айо, авва Захария
(память 24 марта) и другие
великие подвижники.
Каждый жил в отдельной келье, занимаясь всю
неделю каким-нибудь физическим трудом, дававшим
пропитание, а если представлялся случай, то денег хватало
и на милостыню. Особенно же
полезен был такой труд для борьбы
c унынием и для
поддержания разума в бдящем состоянии.
Монахи Скита вели очень суровую,
наполненную подвигами жизнь
c единственной целью
– держать ум постоянно
сосредоточенным на Боге. Они достигали этого чистой
молитвой, которую поддерживали чтением наизусть псалмов и
длинных текстов из Священного
Писания.
Когда в пустыне была выстроена церковь, все
монахи стали там собираться по субботним вечерам, служили
всенощную и причащались святых таин. Наутро, после
Божественной литургии, они сообща трапезовали – для
многих это был единственный
прием пищи за неделю – и
затем свободно беседовали, испрашивая душеполезных
наставлений у более опытных
отшельников. После этого все расходились
по кельям, набрав пальмовых листьев,
необходимых для работы на протяжении следующей
недели.
Поскольку
количество учеников и просто
посетителей неуклонно
росло, преподобный Макарий несколько раз менял место
своих подвигов. Он жил вдалеке от других келий,
всего c
двумя спутниками поблизости. Святой
соорудил подземный ход, который вел из его кельи в
отдаленную пещеру, чтобы иметь возможность удаляться
туда без ведома кого-либо и
сохранять ум нерассеянным, когда визиты к нему
становились слишком частыми.
Поначалу каждый раз, когда преподобный Макарий
хотел участвовать в Божественной литургии, он должен был
идти пешком по раскаленной
пустыне в Нитрию, расположенную более
чем в 60 километрах от его кельи. Такой путь
был слишком труден для его
учеников, поэтому, по настоянию
преподобного Антония, Макарий согласился
принять рукоположение и стал
пресвитером в 40 лет.
Тогда Святой Дух в изобилии даровал ему
благодать исцелений, пророчества и различения помыслов.
Дважды он воскрешал умерших: один раз, когда надо было
оправдать невинно осужденного за убийство, в другой раз
– чтобы показать еретику
истинность веры в воскресение людей. Из всех уголков
Египта и отдаленных краев империи стекались в пустыню Скит
люди, чтобы вести ангельскую жизнь,
привлеченные рассказами о
преподобном Макарии и его учениках, а также
благодаря вдохновенным
проповедям о монашестве святого Афанасия. Со временем
пустыня превратилась в настоящий город, и к концу века в
Скиту было уже четыре храма, в которых сотни аскетов
собирались каждое воскресенье на службу.
В 374 году арианину Лукию удалось получить
епископскую кафедру в
Александрии, и он вновь начал преследования православных.
Его первые удары поразили самых влиятельных
монахов: преподобные Макарий Египетский,
Макарий Александрийский и еще несколько святых подвижников
были высланы на один из островов
в дельте Нила. Однако их ссылка пошла
на пользу Церкви, поскольку исповедники
обратили в христианство местных язычников. Вскоре они были
возвращены в свою пустыню из-за
волны народных возмущений и протестов. Так их слава еще
более окрепла.
Преподобный Макарий, чувствуя приближение
смерти, в последний раз посетил своих учеников в Нитрии. В
качестве духовного завещания он сказал им со слезами на
глазах: «Будем плакать,
братия, и пусть наши глаза будут непрестанно наполнены
слезами, прежде чем мы отправимся туда, где
наши слезы будут жечь наши
тела». Некоторое время спустя «духовный отец
пустыни», которому было 90 лет, в мире отошел ко
Господу.
Его честные мощи неоднократно переносили во
время нашествий мусульман. В 784 году их положили в
коптском монастыре, носящем имя преподобного Макария и
основанном в тех местах, которые подвижник освятил своим
пребыванием.
По традиции, авторству преподобного Макария
Великого приписывают цикл замечательных духовных
бесед,
в которых святой
описывает
c помощью дивных
образов, заимствованных из
природы, различные действия в нас благодати
Божией. Прилепившись к Господу верой и полностью
посвятив Ему себя через отречение от мира, мы должны,
говорит преподобный,
«возделывать почву нашего
сердца», то есть понуждать нашу мятежную природу
исполнять все святые евангельские добродетели и, прежде
всего, подвизаться в усердной молитве.
Тогда, видя нашу добрую волю, Христос даст
нам силы для исполнения всех
Его заповедей, точнее, Он Сам будет их исполнять в нас
посредством действия Святого Духа. И
тогда наш разум, восходя от
добродетели к добродетели и от славы к славе по пути к
совершенству, тесно сольется
c
огнем Святого
Духа и станет «весь око, весь
свет» и проникнется
свойствами Божиими. Во время всеобщего
воскресения огонь Святого
Духа, сокрытый в сердцах святых,
разольется по их телам, и они
станут сиять в вечности светом Божиим.
Для преподобного Макария христианская жизнь
имеет одну цель – стяжать
уже здесь, на земле, благодать Святого Духа,
ощутить в себе это прекрасное
изменение, которое даст нам «духовную
чувствительность», в результате чего мы сможем
«ощущать» присутствие Божие в каждый момент
нашей жизни.
Составитель — иеромонах Макарий
Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство
Сретенского монастыря
|