(MP3 файл. Продолжительность 5:08 мин. Размер 3.7 Mb)
Читает
иеромонах Клеопа (Данелян) Святой Або, араб из Багдада, жил в VIII веке. Он был
воспитан в мусульманской вере, обучен арабской грамоте и
искусству изготовления благовоний. В 18 лет он стал слугой
князя Грузии Нерсе Куропалата, который в то время был в
опале и жил как заложник в Багдаде. Новый халиф освободил
Нерсе (776), и тот снова стал правителем христианской
Грузии.
Або последовал за ним в эту далекую землю, выучил ее язык,
стал интересоваться ее обычаями и, пораженный кротостью
нравов христиан, принялся c усердием изучать Священное
Писание и учение Церкви. Вскоре он понял, что именно здесь
обрел истину. Однако Або не мог принять святое крещение,
опасаясь, что его сразу же убьют мусульмане, и поэтому
стал жить как христианин тайно.
Тремя годами позже Нерсе вновь утратил милость халифа и
бежал на Северный Кавказ в земли хазар, дикого и жестокого
народа, который тем не менее верил в Единого Бога-Творца и
хорошо принял грузинского царя. Або сопровождал его. Здесь
он мог принять крещение во имя Святой Троицы и свободно
подвизаться в посте и молитве, повсюду следуя за
господином в его злоключениях. Даже живя в городе, святой
Або вел духовную брань во время Великого поста, подобно
великим отцам пустыни, подчиняя устремления плоти духу и
отражая наступления бесов длительным постом, безмолвием и
бдением.
Пробыв некоторое время в Абхазии, Нерсе получил разрешение
вернуться в родные места, в Картли (Восточная Грузия). Або
настоял на том, чтобы сопровождать его и открыто
исповедать свое обращение перед мусульманами. «Какая
мне польза оставаться в этой стране, где нет ни опасности,
ни возможности умереть за Христа?» – говорил
он. Добравшись до Тбилиси, святой Або открыто исповедовал
христианскую веру в течение трех лет, невзирая на
оскорбления и запугивания. Но никаких серьезных испытаний
в это время ему не пришлось претерпеть, ибо его час еще не
настал (ср.: Ин 7: 30; 8: 20).
В конце 785 года святой Або был схвачен и приведен на суд
к эмиру. Его заковали в тяжелые цепи и бросили в тюрьму.
Там он десять дней постился, непрестанно молился и
воссылал благодарения Господу. В последний день мученик
объявил находившимся в заключении узникам, что близится
час его соединения со Христом. Он продал свою одежду и
попросил, чтобы во всех храмах города за него поставили
свечи и зажгли кадильницы – так он будет укрепляться
молитвами Церкви. Всю ночь перед праздником Богоявления он
провел стоя посреди темницы и держа в руках две большие
свечи, которые догорели к восходу.
Наутро святой сказал: «Подобно тому, как Господь и
Бог мой Иисус Христос в этот день нагим сошел в воды
Иордана, чтобы принять крещение, и я сейчас сойду в город,
словно в святые воды, чтобы принять крещение огнем и Духом
в моей собственной крови». Он омыл лицо, помазался
благовониями и стал воспевать: «Вслед Тебе в воню
мира Твоего течем» (Песн. 1: 3). Затем,
причастившись Пречистого Тела и Крови Христовой, он
послушно пошел за палачами, по дороге утешая плакавших
христиан. Он говорил им: «Не плачьте обо мне, но
радуйтесь, ведь я иду ко Господу моему». Когда со
святого Або сняли цепи, он внезапно сорвал c себя рубашку.
Нагой, как во время крещения, он сложил перекрещенные руки
на груди и склонил голову под меч, призывая имя Христово.
Из страха, что христиане будут приходить поклоняться
святым мощам, мусульмане сожгли тело мученика и бросили
его останки в реку вместе c окровавленной землей. Но на
этом месте над водой вскоре появился огненный столп. Тогда
христиане нашли и c честью похоронили святые мощи.
|