О святом Иоанне, Предтече и Крестителе, Сам Господь наш
Иисус Христос свидетельствовал, что он – больший из
рожденных женами и первый среди пророков. Еще во чреве
матери младенец Иоанн взыграл от радости, когда к ней
пришла Пресвятая Богородица, носившая в Себе Спасителя.
Достигнув взрослого возраста, тот, которого весь мир не
был достоин (ср.: Евр. 11: 38), удалился в пустыню и
оделся во власяницу из верблюжьей шерсти, препоясанную
кожаным ремнем, что означало властвование над всеми
устремлениями плоти. Подобно новому Адаму, Иоанн вернулся
к гармонии тварной природы, чтобы обратиться к Единому
Богу. Он питался акридами и диким медом, его дух не
тревожили заботы этого мира, и он предавался созерцанию.
В пятнадцатый год правления кесаря Тиверия (29 г. по Р.Х.)
Иоанну в пустыне было слово от Бога. Тогда он пришел на
Иордан и стал проповедовать покаяние приходившему к нему
народу, наслышанному о его ангельской жизни. Он крестил
иудеев в водах Иордана в знак очищения грехов, готовя их
принять Спасителя и призывая принести достойные плоды
покаяния вместо того, чтобы хвалиться тем, что они –
сыны Авраамовы. Повторяя слова пророка Исаии, Иоанн
говорил: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь
Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;
всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да
понизятся… и узрит всякая плоть спасение
Божие» (Ис. 40: 3–5). Народ спрашивал, не он
ли Спаситель, Которого ожидают многие поколения. Иоанн
отвечал им: «Я крещу вас водой, но идет Сильнейший
меня… Он будет крестить вас Духом Святым и
огнем» (Лк. 3: 16). Чистота святого Иоанна и его
любовь к девству были таковы, что он удостоился не только
видеть Спасителя, Предтечей Которого был, но и крестить
Его в Иордане и стать свидетелем откровения Святой Троицы.
Святой Иоанн постоянно размышлял над словом Божиим и все
блага этого мира считал второстепенными по сравнению с
соблюдением Божественного Закона, сделав свою жизнь его
совершенным воплощением. Поэтому он не боялся решительно
порицать Ирода Антипу[1],
четвертовластника Галилеи, человека бесстыдного и
нечестивого. Вопреки Закону, Ирод отверг свою жену,
дочь царя Набатейского, ради брака с Иродиадой, своей
племянницей и женой своего брата Ирода-Филиппа, когда
тот еще был жив[2].
Взывая к совести закоренелого грешника, пророк говорил
ему во имя Божие: «Не должно тебе иметь жену
брата твоего» (Мк. 6: 18). Поэтому Иродиада
питала упорную ненависть к Иоанну и хотела его убить.
Однако Ирод оберегал святого Иоанна, зная, что он муж
праведный и святой, и еще более страшась народа,
который почитал святого Иоанна как посланника Божия. В
конце концов коварная Иродиада достигла своей цели и
добилась заключения пророка в крепость Махеронт. Когда
незадолго перед Пасхой настал день рождения царя, тот
созвал всех знатных людей царства на роскошный пир, на
котором все предавались чревоугодию и блуду. Дочь
Иродиады Саломея[3]
плясала перед гостями на этом пиршестве тщеславия и
доставила удовольствие сладострастным взорам Ирода,
который поклялся дать ей все, что она попросит, хоть
половину царства. По наущению матери девица попросила,
чтобы ей немедленно принесли на блюде голову Иоанна
Крестителя. Царь опечалился, но не мог не исполнить
клятвы и, чтобы не опозориться перед гостями, решился
на убийство праведника. Приговор был тотчас исполнен: к
Иоанну в темницу послали воина, который обезглавил его
и принес в пиршественный зал драгоценную главу, еще
истекавшую кровью, с немым упреком взывавшую к
преступной слабости царя. Саломея отдала трофей матери,
словно говоря: «Ешь, о мать, плоть того, кто жил
подобно бесплотному существу, и пей его кровь. Отныне
язык, упрекавший нас, замолчал навеки»[4].
Ученики святого Иоанна пришли взять его тело и похоронили
в Севастии, а затем пошли и рассказали обо всем Иисусу.
Только по прошествии многих лет честные мощи святого
Иоанна Предтечи были чудесным образом обретены и стали
источником благодати для верующих, приходивших поклониться
им[5].
Божиим попущением свершилась эта кровавая казнь, чтобы
после того как святой Иоанн был Предтечей Христа на земле,
он стал им и среди мертвых и ушел возвещать праведникам,
почившим с надеждой на искупление, что близок приход
Спасителя, Который Крестом сокрушит врата ада.
И в жизни, и в смерти святой Иоанн Предтеча остается для
всех христиан пророком и учителем духовной жизни. Своей
безупречной жизнью он показал нам, как бороться с грехом
вплоть до смерти, не только из почитания справедливости и
ради соблюдения Закона Божия, но и ради того, чтобы
возрастать в добродетели и чистоте сердца. Поэтому всякий
разум, очищенный созерцанием Закона Божия, подобно святому
Иоанну Предтече, готовит путь Господу в исполненной
раскаяния душе, чтобы открыть ей познание спасения (ср.:
Лк. 1: 76)[6].
Из книги «Синаксарь:
Жития святых Православной Церкви», вышедшей в
издательстве Сретенского монастыря.
Составитель — иеромонах Макарий
Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство
Сретенского монастыря