Человек
– существо с прямым позвоночником. Ему
невозможно, не теряя достоинства, менять естественное
положение тела. На четвереньках человек – не
совсем человек. Вот блудный сын, измученный голодом,
желает питаться из свиного корыта. Не иначе, ему для
этого нужно склониться, опуститься на землю, стать
одного роста с презираемыми животными.
Так грех гнет нас к земле. Сначала – напором
искушений, от которых подгибаются колени. Затем –
стыдом, когда лицо опущено и на высоту небесную смотреть
совестно. Еще грех не стал делом, не совершился как факт,
еще он только в виде помысла живет в сердце, словно червь
– в яблоке, а человек уже опускает глаза.
Так было с Каином, когда жестокая боль обиды уязвила его
гордыню. «Каин сильно огорчился, и поникло лице
его» (Быт. 4: 5). Зная сердце человеческое, видя,
какие мысли зреют в его недоступной человеческому взору
глубине, Бог предостерегает Каина от зарождающегося в нем
греха. «Если делаешь доброе, – говорит
Господь, – то не поднимаешь ли лица? А если не
делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к
себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4: 7).
Что было после с Каином, мы помним. И та успешность в
делах земных, которой отличалось затем потомство Каина,
есть отчасти следствие его некогда опущенных в землю глаз.
Отсюда – успехи в скотоводстве, металлургии и
выделывании тканей, которыми отличались каиниты. Опустив
однажды лицо к земле от стыда, Каин стал со временем отцом
успешной в делах земных цивилизации.
Такое естественное движение головы и глаз, как взгляд на
небо, не всем дается одинаково просто. Человек, мучимый
совестью, гораздо естественней сгибается к земле, опускает
глаза. Небо, этот «престол Божий» (Мф. 5: 34),
осознается чистым и святым. Поэтому блудный сын, составляя
покаянную молитву, готовится сказать: «Отче! Я
согрешил против неба и пред тобою» (Лк. 15: 18).
И вот Вознесение выпрямляет наши согбенные спины. Оно
заставляет смотреть вверх. Причем – с радостью.
Смотрели вверх и очевидцы Христовых страданий. Гора сама
по себе высока. Снизу вверх смотрят на гору все, кто стоит
у ее подножия. Крест же возвышается над самою горою.
Христос сказал: «Когда Я вознесен буду от земли,
всех привлеку к Себе» (Ин. 12: 32). Он доныне влечет
к Себе человеческие души, и, когда мы поднимаем лицо к
Голгофе, глаза наши бывают полны слез.
Но не так в Вознесение. Тогда, проводив Его долгим
взглядом, апостолы возвратились в Иерусалим «с
великой радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и
благословляя Бога» (Лк. 24: 52–53).
Христос жив! Христос вышел победителем из схватки со
смертью! Правда, Царство Израильское Он устроит еще не в
это лето. И вообще Он творит много такого, что люди
оказываются к Его делам не приготовленными. Вот и сейчас
повелевает не отлучаться от Иерусалима, но ждать
«силы свыше». Он не говорит все сразу, а то,
что говорит, не сразу понятно. Его мысли – не наши
мысли. Но главное – Он жив и обещал быть с нами до
скончания века! А раз так, то ничего не страшно.
Христос возносится, и люди смотрят в небо. Вот
знаменательная картина. Ничего великого и интересного в
этот час нет для апостолов на земле. Все самое важное для
них там, куда Христос восходит.
Как интересно, что язычники всматривались некогда в ночное
небо, и это небо светом особенной звезды привело их к
Младенцу-Мессии. Первое пришествие возвещено темным небом,
украшенным звездами. Небом же, но уже ясным и дневным,
будет возвещено и Второе пришествие. Вот ангелы в белых
ризах говорят апостолам: «Мужи Галилейские! Что вы
стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас
на небо, придет таким же образом, как вы видели Его
восходящим на небо» (Деян. 1: 11).
Праздник Вознесения становится праздником возвещения о
Втором пришествии. Это теперь – главная цель
поднятия на небо глаз.
Но не забудем и Крест Голгофский. Он тоже, как помним,
заставлял поднимать лицо к небу. Крест, Вознесение, Второе
пришествие. В последний день все эти события сольются в
одно, потому что перед славным явлением Христа для суда
над миром, «явится знамение Сына Человеческого
(Крест, то есть) на небе; и тогда восплачутся все племена
земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках
небесных с силою и славою великою» (Мф. 24: 30).
Восплачутся, потому что до сих пор все время смотрели в
землю, все дела свои делали только ради земли, земным
успехом мерили свои усилия. Тем же, кто не забыл о небе и
о Том, Кто восшел туда после Воскресения, Господь говорит:
«Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и
поднимите головы ваши, потому что приближается избавление
ваше» (Лк. 21: 28).
Восклонимся и распрямимся, грешники. Распрямим спины все,
искупленные кровью Сына Божия; все, не забывшие об этой
великой цене искупления; все, говорящие Христу: «Ей,
гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22: 20).
Нам не нужно более ползать в прахе и стоять на
четвереньках. Достоинство нам возвращено, и усыновление
нам подарено. Вертикальную координату сообщает вознесшийся
Господь мыслям верующего сердца человеческого. И вновь
слышит домой вернувшийся сын голос Отца: «Принесите
лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его
и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и
заколите; станем есть и веселиться» (Лк. 15: 22).
|