Те, кто бывал на Святой земле, знают,
что монастырь преподобного Саввы Освященного находится на юге Палестины,
рядом с Мертвым морем, в очень жарком климате, в самой настоящей
пустыне. Монахи сознательно выбирали такие места для совершения
аскетических подвигов. Единственная причина, по которой человек может
все-таки жить в той местности, — наличие источника воды. И вот в этом
монастыре был создан «Типикон», который мы сейчас используем в практике
православной аскезы как монахов, так и мирян. В нем прописано, как нам
молиться, какие стихиры на службе петь, как поститься, что нам есть и
чего не есть и так далее.
Побывавшие в этом монастыре помнят,
как гиды советовали паломникам, выходя из автобуса, не забыть прихватить
с собой бутылочку воды, потому что там необходимо пить каждые 15 минут,
иначе наступает обезвоживание. Есть в такую жару не хочется, затраты
организма на выработку энергии небольшие. Характерно, что в «Типиконе»
никаких ограничений на воду нет.
А у нас, в России, значительное
количество калорий от пищи, которую мы едим, идет на выработку энергии
для обогрева организма, особенно здесь, в наших северных широтах. Это
одна из причин, по которой исполнение «Типикона» во всей полноте в нашем
климате можно приравнять к самоубийству, особенно зимой и ранней
весной. Кроме того, само слово «типикон» означает «образец», это образец
для подражания. Но это не значит, что мы обязаны неукоснительно
следовать всему, что в нем написано. В какой степени подражать этому
образцу, нужно решать каждому в конкретной ситуации по-своему.
Есть принцип, зафиксированный
в Священном Писании, который может стать руководством к действию: «Все
мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не
должно обладать мною» (1Кор. 6, 12). Так вот, пост — это то, что должно
быть полезно, он должен приносить духовную пользу, научить нас
чему-то.
Я помню середину 90-х годов в деревне,
где сейчас служу как настоятель храма, когда грибы, картошка и яблоки
были единственной пищей. В магазине было почти пусто, хлеб привозили
один раз в неделю. Сейчас ситуация с продуктами улучшилась, однако
доходы сельских жителей до сих пор намного ниже, чем у горожан. Многим в
той местности, где я служу, и до сих пор физически уставной пост
соблюдать невозможно, люди рады любой еде в любое время года. А дни
праздничных послаблений, когда по уставу разрешается вкушение икры,
рыбы, — для многих сельских жителей становятся совсем недоступны. Так
что тогда? Что Господь послал, то и надо есть, приходится и такой выбор
делать. И если я физически не могу поститься так, как написано в
«Типиконе», то нужно ли и ставить себе такую цель? Или, может, сделать
способом выражения поста что-то другое? Самое главное: мы всегда должны
помнить, держать перед собой — для чего мы постимся.
Я могу назвать два критерия оценки,
состоялся или нет пост: субъективный и объективный. Пост в 1-м Послании
к Коринфянам апостола Павла (7, 5) назван термином «упражнение».
Получается, что пост — это некая тренировка, не более того. А для чего
мы тренируемся? Свои мышцы или свою выносливость мы тренируем для того,
чтобы потом это можно было использовать в реальной жизни. Пост —
духовное упражнение, и Господь не будет нас судить, насколько хорошо мы
упражнялись. Как сказал апостол Павел, «кто ест, не уничижай того, кто
не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял
его» (Рим. 14, 3). Пища не приближает нас к Богу (1 Кор. 8, 8). Как
оценивается любая тренировка? Насколько хорошей была нагрузка? Если пост
слишком легко дался, то тренировка была неудачной. Это субъективный
критерий. А объективный критерий заключается в следующем. Святитель
Иоанн Златоуст говорит, что во время поста человек ест более простую
пищу и меньше тратит денег на еду, а сэкономленные деньги он должен
раздать нищим. Не происходит ли у нас все наоборот?